Трансляции Europa Universalis IV
Europa Universalis IV
Одна из лучших серий стратегий про глобальное доминирование. Четвертая часть позволяет вести свою нацию к успеху и захватить все земли, в идеале. В условиях полной свободы и исторической достоверности вы сможете исследовать, торговать и наводить порядок.
Можно сражаться с друзьями или играть вместе с ними в мультиплеере для 32х игроков, где можно совместно вести одну нацию. Быстрое подключение, чат и серверы с системой подбора игроков действуют эффективно.
Игра тесно связанна с Civilization V, нам также доступны изучения новых технологий, открытие земель, дипломатия, но все это ограничивается по годам – с 1444 по 1820.
Игра также полностью совместима со Steam Workshop, так что модов предостаточно, плюс можно делать свои, кастомизируя объекты почти как угодно.
Интернет: ✔
Локальная сеть (LAN): ✔
На одном экране (Split-Screen / HotSeat): ✘
Возможность бесплатной игры: ✔
В новом дополнении для Europa Universalis IV появятся индийские купцы
Europa Universalis IV: Dharma откроет поклонникам стратегий Индию
Россия появится в Europa Universalis 4 вместе с DLC «Третий Рим»
Выставление рейтинга игры возможно только в полной версии сайта
Europa Universalis IV: Обзор
Инструмент завоевания мира
«Европа» на протяжении всего сериала представляла собой самую глобальную стратегию из всех когда-либо существовавших. В игре за одно и то же государство можно проторить уникальные исторические тропы, воплотив даже самые смелые планы по захвату всего мира. Наши действия ограничены только дипломатическими аспектами каждой из представленных провинций. Такая свобода сохранена и в четвертой части. Мы получаем широкий набор инструментов для создания альтернативной истории человечества, полагаясь на некоторые особенности выбранного периода между 1444-м и 1820-м годами.
Для разработчиков из внутреннего подразделения Paradox Interactive важнейшими задачами оставались сохранение традиционных для серии хардкорных элементов геймплея и пересмотр сложного интерфейса в сторону оптимизации взаимодействия с витиеватыми схемами управления государством. На детальном моделировании дипломатических отношений, экономики, культуры, религии, военного комплекса и торговли зиждется вся ценность серии игр Europa Universalis. Приятно отметить, что в четвертой части каждый из этих элементов был не просто доведен до ума, а расширен и улучшен согласно просьбам поклонников.
Принципы настольной игры в серии Europa Universalis удивительно качественно сочетаются с привычными особенностями рядовой RTS. В этот раз разработчики пересмотрели весь путь серии, который начинался в далеком 2000-м году. Базой для четвертой части стала новая версия графического движка Clausewitz Engine. Он был успешно обкатан и оптимизирован патчами в предыдущей игре студии Paradox Development — Crusader Kings 2. Благодаря замечательной предшественнице глобальный проект Europa Universalis 4 лишился багов в релизной версии.
В «Европе» мы занимаем место князя в небольшой провинции, усаживаемся на трон в столице автономии или примеряем корону императора. Перед нами весь мир. Захватить земли шаманистов или остудить азиатский пыл, раскрыть потенциал дальних островов Тихого океана или пуститься в распри американских племен на заре великих географических открытий, а может быть, даже лично определить судьбу экспедиции Колумба… Вы никогда не мечтали о захвате всего мира, играя в серию Total War? Europa Universalis 4 дарит всем уникальный шанс почувствовать абсолютную свободу на геополитической арене тех поразительных с точки зрения возможностей времен.
В Europa Universalis 4 пищей для нашего правления предложены очки опыта — власть монарха, которая используются для принятия управленческих решений. Чем больше очков, тем больше уникальных действий в дипломатии, строительстве или военной тактике нам предоставят. Для «Европы» это новый стратегический элемент, который позволяет ювелирно сбалансировать геймплей. Например, для завоевания сильного государства отныне станут востребованы верные дипломатические узы между небольшими странами. Благодаря альянсам территориальную экспансию огромных империй можно остановить, сплотив своих соседей.
Сближение родов и выгодные союзы для разумного правителя превращаются в приоритетную задачу в достижении глобальных целей. С помощью накопления властных очков монарха мы вольны совершать все более интересные административные действия, начиная от подавления восстаний и смены культурных особенностей провинций и заканчивая этническими чистками населения. Новые технологии и национальные идеи также открываются с помощью очков монарха — более никаких приобретений за золото.
Любой великий правитель, даже посланный самим богом с небес, без советников справиться с управлением большим государством не в силах. Мудрецы помогают проводить административные, дипломатические и военные реформы за очки монарха. Чем образованнее консультант, тем больше очков копится и тем более важные преобразования можно совершать в государстве. Однако компетентный советник просит высокое жалование в золоте, и его не так-то просто привлечь на свою сторону. Более того, обычно советники набираются значительного опыта только к старости. Но старцы живут недолго и к моменту начала преобразований могут и отойти в мир иной.
Дабы не потеряться в долгосрочном планировании, игроку помогают внутриигровые квесты. Так, задание по улучшению дипломатических отношений между враждующими государствами помогает увеличить параметр лояльности на 100 пунктов. Как результат конкурирующие порты на карте торговых путей некогда враждебной страны уже не так остро реагируют на наше доминирование в общих водах. Подобные миссии помогают скорректировать свои планы, найти новые цели, получить надежных союзников, а иногда избежать серьезных ошибок.
История против баланса
Europa Universalis 3 часто критиковали за узкую направленность торговой системы, за прямую зависимость от экономики государства всей технологической ветки развития. При этом экономическая эффективность во многом основывалась на количестве принадлежащих стране провинций. Но наиболее странным было решение разработчиков вопреки историческим реалиям сделать минорные государства умнее мажорных на 20%, 40%, а порой и на 60%, если речь заходила об азиатских цивилизациях.
Возможно такие спорные решения и были приняты в угоду балансу, с помощью которого игра более или менее придерживалась правила «силен тот, кто богат», однако искусственные ограничения в виде штрафов для стремительно развивающейся Российской империи или той же Австрии — пренеприятнейшее известие для вошедшего в роль императора мажорной фракции игрока на пути к мировому господству.
Для того чтобы обеспечить всеобъемлемость в Europa Universalis 4 разработчики как раз и ввели очки монарха, которые проверят игрока: способен он дождаться лучшего момента и применить свою власть в правильном русле или будет постоянно сливать драгоценный политический ресурс? Хотите мировой власти — тогда откажитесь от внутригосударственных дел в угоду дипломатическим уловкам и принятию решений общемирового уровня. Если вас не интересуют дела заграничные, сосредоточьтесь на своих подданных — им нужно вкусно кушать, много торговать и вести беззаботную жизнь в процветающих городах.
В таких условиях Paradox Development удавалось на протяжении разработки моделировать становление США и Российской империи и запускать многолетние политические процессы в виде постепенного разложения на самостоятельные провинции старых конгломераций. Насколько это правда — трудно сказать. Однако в моем опыте до образования США из европейских колоний оставалось еще очень далеко как в 1776-м году, так и в 1800-м и даже под самый конец кампании. Вероятно, в самом начале мне удалось совершить какие-то серьезные действия небольшим ярославским княжеством с глобальными необратимыми последствиями. Не зря говорят ученые — не стоит нам изобретать машину времени, ведь даже брошенный булыжник в прошлом может привести к гибели целых государств в будущем.
Тяжелый путь к процветанию
И если исторической достоверности разработчики предпочли сбалансированный геймплей, то вместо изобретения разного рода сомнительных фич они бросили взор на фанатские форумы, где за долгие годы существования серии ее поклонники накопили огромный перечень «хотелок» и пожеланий для четвертой части. Например, совершенно ненужная в Europa Universalis 3 система торговли, казавшаяся насильно пришитым придатком, теперь преобразилась и стала одним из важнейших атрибутов развития государств.
В Europa Universalis 4 возможно образование целых торговых империй, таких как Венеция. Для создания торговых маршрута осваиваются специальные транспортные узлы на морской карте. Как правило, они располагаются в местах скопления потоков товара, которые обозначаются стрелками. После создания маршрута необходимо обеспечивать его безопасность с помощью флота — теперь военно-морским единицам нашлось еще одно применение. Благодаря купцам мы сможем снабжать государство изысканными товарами и набивать казну золотом.
Успешная торговля теперь имеет значение и в дипломатических отношениях, где богатая страна, связанная с огромным количеством партнеров выгодными сделками, имеет равное слово с сильным государством, у которого есть огромная армия. И как только на фоне экономических успехов вам удастся набрать достаточно политических очков монарха для административных реформ, так враги незамедлительно начнут завистливо поглядывать на ваши территории. Согласитесь, нелепо отдавать им нажитое богатство, просто сэкономив на военных реформах.
Мой игровой опыт показал, что Europa Universalis 4 продолжает традиционный уклон в войну. Будь то русские княжества, средиземноморские провинции или азиатские сегунаты, мы непременно столкнемся с агрессивным AI. Даже если вы ярый сторонник мирного пути, заключив выгодные союзы или партнерские отношения с соседями, рано или поздно вы окажетесь втянуты в войну по любому поводу. Причем зачастую союзники выбирают сильных и могущественных врагов, таких как Австрия или Великобритания.
Поэтому прийти к поставленной цели здесь не так-то просто. На протяжении всей игры своим воинственным союзникам придется вечно затыкать рот, стремиться к превосходству над конкурентными государствами и отбиваться от агрессивных захватчиков. Когда подобная бытность надоест, на спасение придет большое сообщество игроков, желающих попытаться счастья в многопользовательском режиме. Организованные в Steam сервера принимают любого желающего начать завоевание мира вместе с реальными людьми.
Чтобы привлечь еще больше игроков, в Paradox наконец-таки обратили внимание на завышенный порог вхождения. Игровые меню были созданы заново с тщательным соблюдением эргономики: для каждого из параметров добавлено описание, выделены важные аспекты и последствия наших действий. Переродилась и глобальная карта — она стала детальной и разнообразной. Хотя настоящие поклонники серии, знакомые с ней хотя бы со второй части, наверняка согласятся с тем, что Europa Universalis была куда изящнее в формате 2D.
Подкачало лишь обучение — оно все так же ужасно, как и прежде. Рассчитанное скорее на ветеранов серии, оно быстро знакомит с наиболее заметными изменениями. Например, про зависимость успешной торговли от национальных идей можно узнать так и вовсе только под конец кампании методом «тыка». Недостаточно информации и по способам формированиям войск — все это приходит только с опытом. Другими словами, обучение дает лишь базовые знания в крайне скучной и навязчивой форме — словно читаешь неинтересный учебник.
Недостатки становятся все более явными в процессе прохождения Europa Universalis 4. Чем крупнее государство, тем сильнее ощущается нехватка административных, военных и дипломатических очков монарха. В конце концов мы просто будем сидеть и ждать их восполнения. Сражения практически не изменились со времен третьей части: результат складывается из умения генерала, особенностей местности и «рандомного» числа. В итоге победы становятся случайным событием, а не следствием тщательной подготовки к войне и грамотной тактики (как здесь не хватает тактического режима сражений Total War!).
Набравшись опыта в «сингле», невольно выбираешь пункт «мультиплеер». Здесь игровой процесс преображается с первых минут совместных действий. Однако спустя некоторое время мы возвращаемся к привычному уничтожению стран под управлением AI, только с помощью соседей. Как только на глобальной карте сформируются пара сильных союзов, между ними начнется война, длящаяся до тех пор, пока не закончится время, отведенное на кампанию.
Казалось бы, Paradox Interactive удалось создать отточенный баланс, подробную глобальную карту, улучшить графику и звук, обеспечить идеальную работу без багов и ошибок прямо «из коробки». Но несмотря на все усилия дизайнеров по улучшению интерфейса, Europa Universalis 4 продолжает оставаться нишевым продуктом даже для поклонников стратегий. Прибавьте к этому отсутствие официального перевода на русский язык, добротного обучения и неявного лоска, которым богаты игры серии Total War, и попытку переродить «Европу» можно назвать несостоявшейся. Вот только этот факт ни в коей мере не умаляет достоинств Europa Universalis 4 в улучшенном обличии, за которое мы будем ценить игру еще больше.
Плюсы: география глобальной карты богата на детали; уделено много внимания истории каждой из представленных стран и провинций; разработчики прислушивались к поклонникам и реализовали ряд «хотелок»; приятное визуальное сопровождение; затягивающий мультиплеер.
Минусы: обновленная графика и небольшой перечень нововведений не могут претендовать на глобальное перерождение целой серии; игра по-прежнему не жалует новичков; отсутствие официальной русской локализации.
Europa Universalis 4
Если бы где-то в мире проводился конкурс на самую неторопливую игру, Europa Universalis IV финишировала бы в нем. последней и завоевала чемпионский титул. Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Парадокс? Ну да, на логотипе разработчиков так и написано.
Добрый Старый Свет
Мы уже как-то раз писали, что учиться играть в стратегии от Paradox нужно не только в плане освоения и понимания механики и геймплея, но и в более глубоком смысле. Europa Universalis IV требует терпения, усидчивости, умения созерцать — потому что львиную долю времени в игре вы будете именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры — а потом подолгу смотреть, как ваш план (или импровизация) воплощается в жизнь.
«Европа 4» — такой же инструмент для проведения исторических экспериментов, как и ее предшественница семь лет назад. На нашей совести — судьба отдельного взятого государства. Мы вольны управлять им как нам заблагорассудится: наращивать королевскую рать и драться с соседями по материку, создать целый штат купцов и подчинить себе торговлю, разыскать Новый Свет и присвоить себе его богатства. да мало ли что.
Игровые средства довольно точно симулируют внутреннюю и внешнюю политику. Взять показатель стабильности: чем он выше, тем больше собираемый налог, меньше риск восстания — ярче свет и легче дышится. Уйдет в минус — добро пожаловать в тартарары! И инфляция тут есть и любит становиться гиперинфляцией, если вам везет на золотые месторождения. А еще — всевозможные показатели экономики, торговли, усталости от войны, довольства и недовольства, военные и морские традиции, — и за всем нужно посматривать, не забывая про план на случай форс-мажора.
На Западном фронте без перемен
Ну и война, конечно. Здесь война — это частный случай дипломатии, а не хлеб насущный, как где-нибудь в Total War, и не заноза в заднице, как в Civilization V. Война может оказаться полезной только для ее инициатора и для тех, кто был к ней готов и нашел ей применение. Как то — вытрясти деньжат со старых неприятелей, чтобы расплатиться с долгом по кредиту, или принудить побежденного освободить несколько малых народов, которые наверняка захотят с нами дружить.
Война на измор тут не приветствуется. Захват провинций или даже полная аннексия возможны только в случае, если у врага небольшая территория, а у вас — чудовищный перевес в вооруженных силах. При этом показатель агрессивности державы-инициатора взлетит под потолок, что плохо отразится на мнении окружающих стран. Поверьте, они запомнят ваши захватнические аппетиты и пойдут на все, чтобы предотвратить новые жертвы. Поэтому воевать следует аккуратно, оглядываясь на общественность и расходы.
Важно всегда помнить, сражения — это далеко не высшая точка в Europa Universalis. Монаршие интриги, возня в Папской курии, торговые свершения и колонизация — такие занятия куда полезнее и приятнее. А мордобой если и допускать, то дозированно, по случаю и обязательно с выгодой. Впрочем, как уже говорилось, по большей части вы будете следить за результатами своих трудов и ждать новых. Подобный неторопливый, воистину стратегический игровой процесс не всякому окажется по душе. Но попробуйте все же настроиться на эту длинную-предлинную волну — возможно, что государственные дела окажутся интереснее всех прочих.
Карл у Клары украл корону
Paradox не решились на глобальные перестройки механики. Europa Universalis 4 отличается от третьей части довольно сильно, но — незаметно: большинство инноваций видны только наметанному глазу, а не знакомый с серией человек и вовсе не найдет никаких различий, кроме графических.
Серьезной операции подвергли систему внутреннего управления страной: административный, дипломатический и военный ресурсы. Они накапливаются благодаря умениям правителя, навыкам ваших советников и некоторым менее значимым факторам.
Применяются новые «ресурсы» почти всюду. Например, в переговорах — многие действия требуют растраты накопленных «голубков»: например, заключение мирного договора чревато большими расходами этого ресурса. Военные очки можно потратить на обучение военачальников и их содержание. Очки управления расходуются на повышение стабильности (и чем чаще повышаете — тем дороже) или внедрение приобретенной провинции в состав государства (раньше этот процесс происходил сам). Кроме того, все ресурсы тратятся на постройку зданий — понемногу там, понемногу сям. Новая система достаточно гибкая, но в то же время постоянно ставит перед тяжелым выбором: куда вложить очки, а с чем повременить.
ЭТО ВАЖНО: количество дипломатических связей напрямую влияет на поступление соответствующего ресурса. В пределах четырех стран штрафа не будет, но если назаключать альянсов на пол-Европы, вскоре запасы очков дипломатии иссякнут.
Править караваны
Разработчики собрали заново систему национальных идей. Пять групп по шесть проектов переплавили в здоровенную таблицу из пятнадцати идейных последовательностей, разделенных на три группы — дипломатическую, административную и боевую. Каждая из идей составлена из семи «перков», которые придется открывать один за другим. Идей хватит на все случаи жизни и воинствующему монарху, и предприимчивому президенту. Сверх того у каждой страны есть своя персональная идея с «перками» — они открываются сами, когда вы изучаете идеи по выбору. Система довольно громоздкая, зато гораздо шире и глубже, чем раньше.
Торговые схемы тоже переписали почти что с чистого листа. По новым правилам торговые центры не просто служат вместилищем для купцов — через них тянутся ниточки торговых путей со всего мира! И чтобы поиметь с них прибыль, придется расставить своих толстосумов на одном из таких путей. Один будет «транслировать» денежную мощь центра «вниз по течению», к следующему «буферу», где должен «караулить» следующий купец, ну и так далее. Естественно, без целого синдиката предпринимателей торговую империю не сколотишь: бизнес теперь не так доступен и прост.
ЭТО ВАЖНО: в Europa Universalis 3 агенты (дипломаты, шпионы и т.д.) работали как ресурс: если вы отправите колониста за океан, назад он не вернется, а новые колонисты будут «рождаться» с определенной частотой. Четвертая часть превращает «людей-расходников» в полноценных личностей, которые возвращаются в штаб, выполнив задание.
Если дела пошли худо и страну раздирают разногласия, на поверхность «всплывает» еще один немаловажный элемент игры — повстанцы. Иногда это озверевшие от засилья буржуев крестьяне, но гораздо чаще — мини-фракции, которые желают добиться своего. Националисты захотят избавиться от вашего господства, еретики — поменять религию, некоторые бунтари намерены примкнуть к другой стране. И если раньше разговор с ними был короткий, то сейчас их можно либо традиционно одолеть в бою, либо выделить объем военного ресурса на усмирение, либо даже согласиться с требованиями, если повстанцы захватили какой-нибудь важный объект. При этом армии восставших могут достигать численности в двадцать полков (что, возможно, не предел), а это серьезная сила.
Многие детали попросту полетели за борт. Ползунки управления, к примеру, — такая штука гораздо органичней смотрится в «Дне Победы 3». Ликвидировали рыцарей плаща и кинжала: с их куцым списком заданий успешно справляются дипломаты. Ничего такого, о чем стоило бы жалеть.
Самый большой упрек в адрес Europa Universalis 4 — консерватизм. Не так уж много изменено в игре, не тянет она на продолжение. А ведь раньше у Paradox поколения различались кардинально (сравните хотя бы День Победы 2 и День Победы 3). Игра в обновленном виде нисколько не потеряла, только обрела. Но в дружелюбии к новичкам ее по-прежнему не упрекнешь — если уж собираетесь браться за «Европу», готовьтесь тщательно изучать всю подноготную.