2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обзоры Europa Universalis IV

Обзор Europa Universalis IV + DLC Rights of Man — настоящая стратегия

Да, мы знаем, что четвертая «Европа» вышла несколько лет назад, но так получилось, что в свое время мы ее пропустили. Сейчас же, по случаю выхода большого дополнения под названием Rights of Man, мы решили наверстать упущенное. В последующем тексте вас ждет небольшой обзор самой игры, краткий экскурс по большим дополнениям, которые уже вышли, а также более развернутое мнение о самом последнем аддоне.

Честная RTS

Europa Universalis IV — тот редкостный представитель жанра RTS (Real-Time Strategy — стратегия в реальном времени), который полностью оправдывает свою жанровую принадлежность. Под этим я имею в виду, что большинство игр, относящихся к жанру RTS, на самом деле сосредотачиваются в первую очередь на тактике, а не на стратегии. Серия Total War, к примеру, использует комбинацию базовой стратегии и военных сражений в режиме реальном времени. В EU4, напротив, игрок не имеет никакого контроля над самими сражениями — в его распоряжении только карта кампании; да, игрок может приостановить игру, чтобы запросить подкрепление для армии или услуги дипломатов, но эти запросы не начнут выполняться до тех пор, пока игра не будет возобновлена. Только в этот момент в силу вступят все ваши приказы, сделанные во время паузы, и, при этом выполняться начнут они в одночасье. В отличие от других игр жанра, любое действие отнимает некоторое время, а не происходят по очереди по системе «один ход — одно действие».

Второй фактор, отличающий эту игру от других игр в жанре, состоит в характере теории вероятностей. Игровые события здесь часто выходят за рамки детерминизма — учения о закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества. Случайные события, восстания и результаты битвы — это лишь малый перечень тех вещей, которые нередко определяются чистой случайностью и не имеют причинно-следственного основания. Это добавляет игре немалую долю реализма и насыщает ее историческим духом. Как и в реальные полководцы прошлого, игрок EU4 не застрахован от событий, которые могут поймать его врасплох. Здесь никто не даст вам никаких гарантий.

Впрочем, это не значит, что историю вашей кампании определяет чистая случайность. Как ни как, а именно ваши действия увеличат или сократят к минимуму шансы на неприятные сюрпризы.

Полное погружение — ключ к успеху

И вообще, поддержание правильного баланса во всех правительственных сферах является ключевым условием на успех. Например, чисто военная стратегия приведет к тому, что самые сильные державы мира станут вашими противниками. Чтобы рассчитывать на успех кампании, необходимо грамотное сбалансирование экономики, религии, дипломатии, войны, технологии и интересов, а также культурной и расовой политики. Все это в сумме создает набор механик, которые бросают серьезный вызов игроку, заставляя постоянно придумывать новые и все более сложные стратегии.

Порог вхождения здесь является самой больной темой. Игра уже на старте закидывает вас в водоворот большого количества понятий и механик, и освоение каждой из них уже является проблемой. На первый взгляд все это кажется откровенно подавляющим элементом игры, но после десятков проведенных часов, сотни экспериментов, ты начинаешь понимать всю «химию» правительственного ремесла и от этой вовлеченности начинаешь получать наслаждение. Вся эта загруженность и сложность игрового процесса, все это обилие механик и понятий, которые нужно освоить, кажется естественным, правильным и даже исторически точным.

Например, возьмем торговлю. Сначала вы не будете знать, как правильно использовать ваших коммерсантов и сотрудничать с другими нациями. Но пройдет немного времени, возможно, вы даже попросите советов у Google (не надо стесняться, для такой игры это вполне нормально), и вы невольно начнете понимать, по каким законам живет эта составляющая игры, начнете экспериментировать, и в итоге вам получится оптимизировать ваш доход. Такие дела и с интерфейсом. Поначалу меня преследовало чувство, что он мог бы быть гораздо более интуитивный, но со временем я понял, что он как раз такой, какой и должен быть, чтобы умело управлять игрой. И так почти во всем.

Интерактивный урок истории

Europa Universalis IV полна возможностей для изучения истории, географии, политики, религии, военной науки и строительства, а также управления властью в высоко конкурентной атмосфере. Кроме того, чем лучше игрок понимает эти понятие, тем успешней будет его кампании и тем большего удовольствия он получит. Игра предлагает множество возможностей для экспериментов, а также предоставляет подробный исторический контекст, который излагается в интересных текстах. Здесь вы сможете интерактивно ознакомиться с информацией, которую вы получили в школе, а при желании, исправить ход событий.

Таким образом, я настоятельно рекомендую эту игру для тех, кто достаточно серьезный и усидчивый, чтобы играть в нее. Несмотря на довольно нелепое обучение и достаточно высокий порог вхождения, который может отпугнуть много людей независимо от возраста, игра стоит того, чтобы потратить на нее время и окунуться в игровой процесс. В таком случае вы рискуете получить истинное удовольствие от того, насколько глубокой и естественной с исторической точки зрения является Europa Universalis IV.

О локализации. К сожалению, Paradox Interactive решила не выпускать официальную русскую локализацию игры, поэтому для комфортной игры требуется средний уровень владения английским. Но даже если с общим английским у вас все в порядке, время от времени все-таки придется прибегать за помощью к словарю из-за присутствия политических и других узконаправленных терминов, а также старых слов, которые редко или вообще не используются в современной речи. Если с английским уж совсем туго и нет желания учиться, можно установить любительскую русскую локализацию.

Вердикт

Europa Universalis IV — гораздо более интересная игра, чем может показаться на первый взгляд. Приятный внешний вид, грамотный игровой баланс и действительно оправданное звание стратегии в реальном времени обеспечивает потрясающую песочницу для изучения истории в интерактивной форме. Да, игра требует определенной усидчивости и полного погружения во все понятия и механики, но с каждым часом она раскрывает свой потенциал, даря со временем все больше и больше наслаждения от игрового процесса. Разве не такой должна быть серьезная взрослая игра о стратегии?

Экскурсия по дополнениям

Игры Paradox Interactive славятся своей долгой жизнью и Europa Universalis IV — далеко не исключение. Вот уже на протяжении трех с половиной лет после релиза игра получила девять больших аддонов, значительно расширяющих игровые возможности.

Europa Universalis IV: Conquest of Paradise (Завоевание рая)

Первое дополнение, вышедшее под названием Conquest of Paradise, сосредоточилось на «Новом мире», добавив в игру новые племена Северной Америки, а также возможность случайной генерации земли на месте двух американских континентов. Дополнение вышло почти ровно через полгода после выхода игры — 11 января 2014 года.

Читать еще:  Будущее за микроплатежами

Europa Universalis IV: Wealth of Nations (Богатство наций)

Второе большое дополнение содержит новые механики для торговли и торговых республик, заметно улучшая не только эту составляющую, но и весь игровой баланс в целом. Вышел аддон 29 мая того же 2014 года.

Europa Universalis IV: Res Publica (Общее дело)

Третье дополнение, вышедшее 16 июля 2014 года, акцентировалось на улучшении управления государством и торговли. В игру добавилась диктаторская форма республиканского правительства.

Europa Universalis IV: Art of War (Искусство войны)

Четвертый большой аддон, как можно догадаться из названия, улучшил военную часть стратегии, добавив «Тридцатилетнюю войну» и другие события эпохи Наполеона. Кроме того, дополнение улучшило дипломатические механики. Сопровождающий дополнение бесплатный матч изменил карту мира и исправил некоторые недочеты ИИ. Вышло DLC 30 октября 2014 года.

Europa Universalis IV: El Dorado (Страна сказочных богатств)

Пятое дополнение для EU4, которое добавило большое количество племен южной и центральной Америки со всеми сопутствующими им культурными особенностями и историческими событиями. Также аддон привнес в игру конструктор наций, позволяющий создать собственную империю. Вышло 26 февраля уже 2015 года.

Europa Universalis IV: Common Sense (Здравый смысл)

Шестое большое дополнение значительно переработало систему развития провинций и добавило новые религии (Протестантизм, Буддизм). Вместе с этим были улучшены механики дипломатии и ведения войны. Изменения также претерпела глобальная карта. Вышло 9 июня 2015 года.

Europa Universalis IV: The Cossacks (Казаки)

Седьмое масштабное DLC, которое появилось на цифровых прилавках 1 декабря прошлого года, сосредоточилось на истории Козаков и Восточной Европы. На самом деле, это дополнение получилось самым противоречивым, так как немного исказило реальный ход событий в то время. Среди других нововведений The Cossacks — переделанная дипломатия и механика генерации «Нового мира».

Europa Universalis IV: Mare Nostrum (Наше море)

Основные изменения восьмого по счету большого дополнения коснулись морской системы и флота. В игре появилась механика найма моряков, а также добавлена система владений и территорий. Аддон также внес в игру новую долю событий, которые сложно или невозможно предугадать. К примеру, с вашими кораблями в дороге может что-то случится. Речь идет, конечно, о пиратах. Вышло расширение уже в этом году — 5 апреля.

Rights of Man (Права человека)

А вот этому дополнению мы уделим немного больше времени, учитывая, что оно вышло совсем недавно и побудило нас присмотреться поближе к этому удивительному миру под названием Europa Universalis IV.

Rights of Man, оно же девятое дополнение, оказалось самым сложным и времязатратным для освоения. Во-первых, в игру была добавлена система великих держав. Теперь восемь самых мощных стран в мире (мощность определяется уровнем общего развития, в особенности — развития технологий) получили множества специальных полномочий, например, возможность вмешиваться в войны, в которых участвуют другие великие державы. Влиять можно и на страны поменьше, к примеру, помогая им погасить кредиты или наоборот — заставить их разорвать все союзы и окончательно разориться.

Выделить также можно новые возможности в системе прав человека. Была добавлена новая система институтов, которая заменила старую систему технологий. Институты представляют собой основные идеи, которые преобразовали период эпохи Возрождения и типографии в период Колониализма и Просвещения. Такие учреждения создаются в местах, которые отвечают определенным критериям, а затем медленно распространяются оттуда по всей карте.

Отдельного внимания стоит и добавление линейки черт характера правителя, что делает игру более динамичной и реалистичной. Теперь каждая страна не будет просто преследовать свои собственные наилучшие интересы, так как на ее действия будет влиять личность монарха. Некоторые лидеры, например, могут быть безрассудными колонизаторами и вести ненужные войны, другие — сосредоточиться только на религии, забросив торговые связи с другими государствами. В общем, система настройки черт характера добавляет в игру больше драматургических и напряженных моментов в истории.

Вердикт

Подводя итоги касательно «Прав человека», можно отметить опять-же высокий порог вхождения. Но если вы окунетесь вглубь, будете терпеливыми и открытыми для познания много нового, будьте уверены — вы будете хорошо вознаграждены.

Обзор игры Europa Universalis IV

The Heart of the State

Жанровая ниша глобальных стратегий явно испытывает дефицит не только игр, но и идей. Все проекты строятся по одной упрощенной схеме, где нам предстоит в течение некоторого игрового времени развивать экономику, военное ремесло и проводить исследования. После мы быстренько сколачиваем огромную армию из самых мощных юнитов и одним залпом проходимся по глобальной карте, захватывая все и вся. Да, серия Total War уже начала отход от подобных канонов, как и Civilization, но еще раньше них это сделали шведы из Paradox Interactive.

The World Is Not Enough

Europa Universalis IV, как и предыдущая часть игры, вберет в себя сразу несколько значимых эпох, начиная с позднего средневековья (падение Константинополя) и заканчивая эпохой Нового Времени (Наполеоновские войны). Глобальная карта в главном меню сразу дает понять, что размах здесь — планетарных масштабов, иначе его никак не назовешь. Выбрав одно из предложенных государств, нам предстоит привести его к процветанию, изменив тем самым реальный ход истории, написанный кровью и переписанный чернилами. И вот здесь-то все закрутится и завертится.

Разработчики задались, кажется, одной целью — сделать игру максимально понятной, но никак не простой. Это все та же глобальная стратегия, где непосвященным придется нелегко и потребуется не раз изучить многие игровые аспекты, чтобы понять, как это работает.

Выбор государства здесь — довольно важный момент. На старте игры все они находятся в разных отношениях друг с другом. Англия несет тяжелое бремя войны с Францией, которую, как подсказывает история, она должна выиграть. Османская империя грозится захватить Константинополь (и имеет к этому есть все предпосылки), а Московскому княжеству необходимо будет избавиться от последних оков татаро-монгольского ига. Каждую из этих историй игрок сможет переписать на свой лад.

Выбрав государство, мы получим в наследство не только историческую цепочку проблем, но и сильные стороны нации: у той же Англии будет мощный флот, а у османов многосильная армия, с помощью которой можно будет моментально наломать дров. Дело останется за малым — стать наиболее развитым и процветающим государством.

Per Aspera Ad Astra

Неважно, какой именно путь к процветанию выберете вы, он все равно будет тернистым, и вам придется пройти через толщу колючей зелени, чтобы выбраться к ярким светилам на небесах. Вопреки всеобщему мнению, война в Europa Universalis IV, пожалуй, один из самых сложных методов достижения господства. Это как раз тот случай, когда вам придется быть уверенным, что у вас хватит как экономических сил на поддержку армии, так и стабильно высокого уровня морали вашего народа, который в противном случае грозится поднять бунт, что сулит вам кучу внутриполитических проблем и поражение — как в решающих битвах, так и в самой войне.

Читать еще:  В CS:GO десятки тысяч взбешенных игроков забанили новым способом

Экономика — залог успеха. Старая формула, которая работает и здесь. Торговля в игре немного изменилась и теперь зависит от того, насколько хорошо связаны между собой определённые провинции. К примеру, если через вашу провинцию проходит важный торговый узел, то вы можете со всех проходящих взимать небольшой налог. Торговые пути можно будет создавать и самому, но для этого надо иметь что-то, что вы можете предложить рынку. Имеется отдельная карта, отображающая наиболее важные торговые пути во всем мире — на суше и на море. Кто контролирует их, тот и на коне, а вот как вы придете к тотальному контролю — совсем другая история, но и тут можно обойтись без кровопролития.

Выжить одному будет просто невозможно. Союзы заключаются для достижения определенных целей: защиты своей территории, получения провианта, военной и экономической помощи, открытия доступа к торговым путям.

Чтобы игрок не заплутал во всем игровом многообразии, разработчики соорудили цепочку различных миссий внутри государства, за выполнение которых вы будете получать внушительные бонусы. Появились национальные идеи, которые, по сути, являются все теми же миссиями, вращающимися вокруг нужд нации. Внутренняя же политика была вырезана, а на ее место пришло несколько основных технологий, которые будут развиваться в зависимости от ваших действий с течением времени, что даст доступ к строительству новых зданий и появлению новых возможностей.

Discoverer

В Europa Universalis IV вы рискуете открыть Америку раньше Колумба. Как и раньше, нам дается возможность стать первооткрывателем некоторых территорий, к которым относится Северная Америка, Южная Америка, Африка и Австралия. Найденные земли вы сможете колонизировать, но для этого придется выслать специальный корабль с колонизаторами. Звучит просто, но доплывет ли ваш корабль? Хороший вопрос.

Любые действия мирового масштаба, включая открытие новых земель, будут значительно влиять на престиж и репутацию вашего государства. Поэтому играть бесчестно и нападать на всех подряд никак не выйдет, вы рискуете заработать не только плохую репутацию, но и массу врагов, которые будут гонять вас при первой возможности. Каждый свой шаг придется обдумывать, но игра заведомо поощряет благие намерения.

The Beauty is in the Details

Немыслимая красота таится в деталях, к которым Paradox Interactive относится с особым пиететом. Визуальная составляющая Europa Universalis IV оставляет впечатление, что игра опоздала на несколько лет, но сколько души вложено в эти детали — начиная от заоблачных композиций (которые различаются в зависимости от выбранного государства) и заканчивая водной гладью.

Europa Universalis IV продолжает стремиться к примерному образцу глобальной стратегии, и у нее это получается. Paradox Interactive смогли развить серию в правильном направлении, отшлифовать ее, сделать проще для понимания, нисколько не потеряв в остальном.

Europa Universalis IV: Обзор

Инструмент завоевания мира

«Европа» на протяжении всего сериала представляла собой самую глобальную стратегию из всех когда-либо существовавших. В игре за одно и то же государство можно проторить уникальные исторические тропы, воплотив даже самые смелые планы по захвату всего мира. Наши действия ограничены только дипломатическими аспектами каждой из представленных провинций. Такая свобода сохранена и в четвертой части. Мы получаем широкий набор инструментов для создания альтернативной истории человечества, полагаясь на некоторые особенности выбранного периода между 1444-м и 1820-м годами.

Для разработчиков из внутреннего подразделения Paradox Interactive важнейшими задачами оставались сохранение традиционных для серии хардкорных элементов геймплея и пересмотр сложного интерфейса в сторону оптимизации взаимодействия с витиеватыми схемами управления государством. На детальном моделировании дипломатических отношений, экономики, культуры, религии, военного комплекса и торговли зиждется вся ценность серии игр Europa Universalis. Приятно отметить, что в четвертой части каждый из этих элементов был не просто доведен до ума, а расширен и улучшен согласно просьбам поклонников.

Принципы настольной игры в серии Europa Universalis удивительно качественно сочетаются с привычными особенностями рядовой RTS. В этот раз разработчики пересмотрели весь путь серии, который начинался в далеком 2000-м году. Базой для четвертой части стала новая версия графического движка Clausewitz Engine. Он был успешно обкатан и оптимизирован патчами в предыдущей игре студии Paradox Development — Crusader Kings 2. Благодаря замечательной предшественнице глобальный проект Europa Universalis 4 лишился багов в релизной версии.

В «Европе» мы занимаем место князя в небольшой провинции, усаживаемся на трон в столице автономии или примеряем корону императора. Перед нами весь мир. Захватить земли шаманистов или остудить азиатский пыл, раскрыть потенциал дальних островов Тихого океана или пуститься в распри американских племен на заре великих географических открытий, а может быть, даже лично определить судьбу экспедиции Колумба… Вы никогда не мечтали о захвате всего мира, играя в серию Total War? Europa Universalis 4 дарит всем уникальный шанс почувствовать абсолютную свободу на геополитической арене тех поразительных с точки зрения возможностей времен.

В Europa Universalis 4 пищей для нашего правления предложены очки опыта — власть монарха, которая используются для принятия управленческих решений. Чем больше очков, тем больше уникальных действий в дипломатии, строительстве или военной тактике нам предоставят. Для «Европы» это новый стратегический элемент, который позволяет ювелирно сбалансировать геймплей. Например, для завоевания сильного государства отныне станут востребованы верные дипломатические узы между небольшими странами. Благодаря альянсам территориальную экспансию огромных империй можно остановить, сплотив своих соседей.

Сближение родов и выгодные союзы для разумного правителя превращаются в приоритетную задачу в достижении глобальных целей. С помощью накопления властных очков монарха мы вольны совершать все более интересные административные действия, начиная от подавления восстаний и смены культурных особенностей провинций и заканчивая этническими чистками населения. Новые технологии и национальные идеи также открываются с помощью очков монарха — более никаких приобретений за золото.

Любой великий правитель, даже посланный самим богом с небес, без советников справиться с управлением большим государством не в силах. Мудрецы помогают проводить административные, дипломатические и военные реформы за очки монарха. Чем образованнее консультант, тем больше очков копится и тем более важные преобразования можно совершать в государстве. Однако компетентный советник просит высокое жалование в золоте, и его не так-то просто привлечь на свою сторону. Более того, обычно советники набираются значительного опыта только к старости. Но старцы живут недолго и к моменту начала преобразований могут и отойти в мир иной.

Дабы не потеряться в долгосрочном планировании, игроку помогают внутриигровые квесты. Так, задание по улучшению дипломатических отношений между враждующими государствами помогает увеличить параметр лояльности на 100 пунктов. Как результат конкурирующие порты на карте торговых путей некогда враждебной страны уже не так остро реагируют на наше доминирование в общих водах. Подобные миссии помогают скорректировать свои планы, найти новые цели, получить надежных союзников, а иногда избежать серьезных ошибок.

История против баланса

Europa Universalis 3 часто критиковали за узкую направленность торговой системы, за прямую зависимость от экономики государства всей технологической ветки развития. При этом экономическая эффективность во многом основывалась на количестве принадлежащих стране провинций. Но наиболее странным было решение разработчиков вопреки историческим реалиям сделать минорные государства умнее мажорных на 20%, 40%, а порой и на 60%, если речь заходила об азиатских цивилизациях.

Читать еще:  Need For Speed: Underground 3 — Анонс

Возможно такие спорные решения и были приняты в угоду балансу, с помощью которого игра более или менее придерживалась правила «силен тот, кто богат», однако искусственные ограничения в виде штрафов для стремительно развивающейся Российской империи или той же Австрии — пренеприятнейшее известие для вошедшего в роль императора мажорной фракции игрока на пути к мировому господству.

Для того чтобы обеспечить всеобъемлемость в Europa Universalis 4 разработчики как раз и ввели очки монарха, которые проверят игрока: способен он дождаться лучшего момента и применить свою власть в правильном русле или будет постоянно сливать драгоценный политический ресурс? Хотите мировой власти — тогда откажитесь от внутригосударственных дел в угоду дипломатическим уловкам и принятию решений общемирового уровня. Если вас не интересуют дела заграничные, сосредоточьтесь на своих подданных — им нужно вкусно кушать, много торговать и вести беззаботную жизнь в процветающих городах.

В таких условиях Paradox Development удавалось на протяжении разработки моделировать становление США и Российской империи и запускать многолетние политические процессы в виде постепенного разложения на самостоятельные провинции старых конгломераций. Насколько это правда — трудно сказать. Однако в моем опыте до образования США из европейских колоний оставалось еще очень далеко как в 1776-м году, так и в 1800-м и даже под самый конец кампании. Вероятно, в самом начале мне удалось совершить какие-то серьезные действия небольшим ярославским княжеством с глобальными необратимыми последствиями. Не зря говорят ученые — не стоит нам изобретать машину времени, ведь даже брошенный булыжник в прошлом может привести к гибели целых государств в будущем.

Тяжелый путь к процветанию

И если исторической достоверности разработчики предпочли сбалансированный геймплей, то вместо изобретения разного рода сомнительных фич они бросили взор на фанатские форумы, где за долгие годы существования серии ее поклонники накопили огромный перечень «хотелок» и пожеланий для четвертой части. Например, совершенно ненужная в Europa Universalis 3 система торговли, казавшаяся насильно пришитым придатком, теперь преобразилась и стала одним из важнейших атрибутов развития государств.

В Europa Universalis 4 возможно образование целых торговых империй, таких как Венеция. Для создания торговых маршрута осваиваются специальные транспортные узлы на морской карте. Как правило, они располагаются в местах скопления потоков товара, которые обозначаются стрелками. После создания маршрута необходимо обеспечивать его безопасность с помощью флота — теперь военно-морским единицам нашлось еще одно применение. Благодаря купцам мы сможем снабжать государство изысканными товарами и набивать казну золотом.

Успешная торговля теперь имеет значение и в дипломатических отношениях, где богатая страна, связанная с огромным количеством партнеров выгодными сделками, имеет равное слово с сильным государством, у которого есть огромная армия. И как только на фоне экономических успехов вам удастся набрать достаточно политических очков монарха для административных реформ, так враги незамедлительно начнут завистливо поглядывать на ваши территории. Согласитесь, нелепо отдавать им нажитое богатство, просто сэкономив на военных реформах.

Мой игровой опыт показал, что Europa Universalis 4 продолжает традиционный уклон в войну. Будь то русские княжества, средиземноморские провинции или азиатские сегунаты, мы непременно столкнемся с агрессивным AI. Даже если вы ярый сторонник мирного пути, заключив выгодные союзы или партнерские отношения с соседями, рано или поздно вы окажетесь втянуты в войну по любому поводу. Причем зачастую союзники выбирают сильных и могущественных врагов, таких как Австрия или Великобритания.

Поэтому прийти к поставленной цели здесь не так-то просто. На протяжении всей игры своим воинственным союзникам придется вечно затыкать рот, стремиться к превосходству над конкурентными государствами и отбиваться от агрессивных захватчиков. Когда подобная бытность надоест, на спасение придет большое сообщество игроков, желающих попытаться счастья в многопользовательском режиме. Организованные в Steam сервера принимают любого желающего начать завоевание мира вместе с реальными людьми.

Чтобы привлечь еще больше игроков, в Paradox наконец-таки обратили внимание на завышенный порог вхождения. Игровые меню были созданы заново с тщательным соблюдением эргономики: для каждого из параметров добавлено описание, выделены важные аспекты и последствия наших действий. Переродилась и глобальная карта — она стала детальной и разнообразной. Хотя настоящие поклонники серии, знакомые с ней хотя бы со второй части, наверняка согласятся с тем, что Europa Universalis была куда изящнее в формате 2D.

Подкачало лишь обучение — оно все так же ужасно, как и прежде. Рассчитанное скорее на ветеранов серии, оно быстро знакомит с наиболее заметными изменениями. Например, про зависимость успешной торговли от национальных идей можно узнать так и вовсе только под конец кампании методом «тыка». Недостаточно информации и по способам формированиям войск — все это приходит только с опытом. Другими словами, обучение дает лишь базовые знания в крайне скучной и навязчивой форме — словно читаешь неинтересный учебник.

Недостатки становятся все более явными в процессе прохождения Europa Universalis 4. Чем крупнее государство, тем сильнее ощущается нехватка административных, военных и дипломатических очков монарха. В конце концов мы просто будем сидеть и ждать их восполнения. Сражения практически не изменились со времен третьей части: результат складывается из умения генерала, особенностей местности и «рандомного» числа. В итоге победы становятся случайным событием, а не следствием тщательной подготовки к войне и грамотной тактики (как здесь не хватает тактического режима сражений Total War!).

Набравшись опыта в «сингле», невольно выбираешь пункт «мультиплеер». Здесь игровой процесс преображается с первых минут совместных действий. Однако спустя некоторое время мы возвращаемся к привычному уничтожению стран под управлением AI, только с помощью соседей. Как только на глобальной карте сформируются пара сильных союзов, между ними начнется война, длящаяся до тех пор, пока не закончится время, отведенное на кампанию.

Казалось бы, Paradox Interactive удалось создать отточенный баланс, подробную глобальную карту, улучшить графику и звук, обеспечить идеальную работу без багов и ошибок прямо «из коробки». Но несмотря на все усилия дизайнеров по улучшению интерфейса, Europa Universalis 4 продолжает оставаться нишевым продуктом даже для поклонников стратегий. Прибавьте к этому отсутствие официального перевода на русский язык, добротного обучения и неявного лоска, которым богаты игры серии Total War, и попытку переродить «Европу» можно назвать несостоявшейся. Вот только этот факт ни в коей мере не умаляет достоинств Europa Universalis 4 в улучшенном обличии, за которое мы будем ценить игру еще больше.

Плюсы: география глобальной карты богата на детали; уделено много внимания истории каждой из представленных стран и провинций; разработчики прислушивались к поклонникам и реализовали ряд «хотелок»; приятное визуальное сопровождение; затягивающий мультиплеер.
Минусы: обновленная графика и небольшой перечень нововведений не могут претендовать на глобальное перерождение целой серии; игра по-прежнему не жалует новичков; отсутствие официальной русской локализации.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector