Трансляции Frostpunk
Frostpunk: Обзор
Актуально для платформы: PC
Всего-то пару миллиардов лет назад Земля была полностью скована льдом. Ну, почти полностью — кое-где на экваторе оставалась полоса холодного океана. С тех пор наша планета успела оттаять и снова подмёрзнуть сотни раз, но ни разу она не терпела аналогичной катастрофы.
Frostpunk ставит нас перед фактом: Земля вновь покрыта снегом. Полностью. Надежды нет, оттепели не будет, биосфера и цивилизация гибнут, а игроку поручено исполнить увертюру на этих похоронах органической жизни.
Тысяча восемьсот насмерть замёрзший
В конце XIX века викторианская Британия переживает триумф стимпанка: на паровой тяге работает всё что душе угодно — роботы-автоматоны, протезы, машины. Жаль, что именно в этот исторический момент массовое извержение вулканов затянуло небо тучами пепла, да и само Солнце вдруг начало слабеть.
Апокалипсис наступил быстро. Лёд и снег скрыли Европу, Азию, Америку и вообще всю сушу, а потом и океаны. Первые попытки бежать на юг оказались самоубийством, поэтому следующая волна беженцев из вымирающих городов империи устремилась на север, к богатым залежам угля.
Там и начинается Frostpunk, независимо от того, какой из трёх сценариев вы выбрали. Выжившие участники экспедиции водружают исполинский генератор тепловой энергии, который становится сердцем поселения. Здесь и предстоит возводить даже не город, а убежище. Добывать уголь для генератора, еду для жителей, древесину и сталь для построек. Проводить исследования, чтобы открыть новые структуры и улучшить старые. Налаживать нехитрую «социалку», которая почти полностью подчинена здравоохранению: уже в начале природа радует лёгким морозом в –20 градусов, а предельные температуры так вообще за гранью возможного на Земле. Пожалуй, если я назову нижний предел, то это будет спойлером.
Здесь вам не Tropico и не SimCity. Деньги вышли из обихода, рабочие в угольной шахте работают за «жрат», из развлечений — пьянство, драки на арене и редкие дуэли на разводных ключах. Frostpunk определённо уступает прочим «градостроям» в богатстве промышленности и вообще отраслей.
Это легко объяснимо: здесь, как и в прошлой игре 11 bit studios, This War of Mine, вы лишь оттягиваете неизбежное, выживаете в стремительно ухудшающихся условиях. Только формат выбран иной — не подпольно-ролевой, а сити-менеджер наподобие незаслуженно забытой Banished.
Ради жизни на Земле
Frostpunk не просит генерировать прибыль или добиваться величия. Всё, что требуется от капитана экспедиции, — сохранить своих подопечных в живых. Ну, во втором сценарии «Ковчеги» требуют уберечь хранилища с образцами флоры, что всё равно невозможно без обслуживающего персонала.
Но при этом Frostpunk чужда статичность: ситуация будет становиться всё сложнее и сложнее. Первые дни ваши поселенцы лениво собирают ресурсы из раскиданных повсюду куч, а ночуют под открытым небом, в тени генератора.
На десятый день приходится ставить лесопилки и пускать на брёвна мёрзлый лес, срочно заменять палатки на бараки, потому что температура скоро упадёт сразу на 30 градусов, а на пороге очередная группа беженцев.
На пятнадцатый день вы гоняете разведчиков по округе в поисках паровых ядер, ведь хижины охотников больше не добывают достаточно дичи и пора бы строить теплицы.
На двадцатый день кончается лес, и вы строите огромный бур, который сверлит ледяную стену ради редких вкраплений древесины.
На двадцать пятый день генератор с такой скоростью жрёт уголь, что двух угольных шахт и двух угледобытчиков перестаёт хватать, как и свободного места в тесном «колодце» среди льда, где страдает от перенаселения ваше логово.
А потом приходят напуганные до смерти доходяги и говорят, что с севера идёт буря. То есть до этого мороз в –80 — это была не буря?!
Frostpunk словно запирает игрока в комнате со сжимающимися стенами: с одной стороны — неизбежное понижение температуры, с другой — беженцы, что ищут у вас защиты, с третьей — растущая потребность во всех ресурсах одновременно. Если вы сразу просечёте, как именно бороться с этими «стенами», то сложность игры резко упадёт, пусть и останется весьма высокой.
Достаточно одной ошибки, чтобы к середине ночи генератор остался без угля, спустя пару часов десятки людей переполнят медпункты, ещё спустя пару часов пойдут первые ампутации от обморожения, а к рассвету и началу рабочей смены работать будет уже некому. Без понимания ресурсной «вилки» Frostpunk подобные ужасы станут для вас ежедневной реальностью.
Проблема игры — в том, что она случайно (или нарочно?) пускает вас по ложному пути. Первое утро новой колонии, вы видите внизу экрана горящую пиктограмму с домиком — людям негде ночевать. Брехня! Пока не ударят морозы в –40, они могут отдыхать прямо у генератора, особенно если включить форсаж. Мало еды? Так поселенцы могут пару дней ходить не жрамши.
Frostpunk умалчивает о том, что научный прогресс — это едва ли не главный ваш спасательный круг; вам потребуются как минимум три мастерские, где инженеры будут трудиться над новыми технологиями, тогда как игра даже не намекает, что одной мастерской мало. Если в момент, когда потребление угля резко подскочит из-за улучшения генератора, у вас не будет под рукой чертежей паровых шахт или ещё каких технологичных приблуд, то быть беде.
Дилеммы Эскобара
Отражение вашей индустрии и тяжести ситуации — это свод законов, и он целиком состоит из развилок. На всякий житейский вопрос свод предлагает пару решений: одно — практичное, но людоедское, другое — популярное, зато опасное. Соотношение не всегда такое, однако мощное противоречие остаётся в любом случае.
В поселении много детей, они целый день плюют в потолок. Заставим их работать? Ну, хотя бы на лёгких работах? В самом деле, разве поварёнок сможет причинить много вреда! Поверьте — может. Помимо недовольства публики, детский труд чреват авариями. А что будет, когда вы пойдёте дальше и разрешите ребятишкам трудиться везде, даже на лесопилках?
С другой стороны — можно строить приюты, куда ребятню сгонят на время трудовой смены их родителей. Расточительно! На кону выживание всего вида, а эти сопляки смотрят в окно на падающий снег! Что ж, позднее вы сможете направить детей на подмогу учёным или докторам. Ближе к самым адским морозам, когда под вашим началом соберётся с полтысячи человек, дети-подмастерья накопят немалый бонус к исследованиям или лечению.
Я, чудовище
Игра, как и This War of Mine, не стесняется показывать самые уродливые,
самые ублюдочные стороны человеческого существа, и недаром в концовке выжившие спрашивают себя: стоило ли оно того, если мы пересекли черту?
Поселенцы во Frostpunk лишены десятков черт характера, предрассудков и целей. Их настрой отражают две шкалы, общие для всей колонии. Недовольство — это возмущение ситуацией. Надежда — это вера в будущее и в шансы на выживание. И то, и другое могут выйти за пределы допустимых значений, но если недовольство — эмоция ситуативная, изменчивая, то надежда обычно обрушивается глубоко и надолго. Порой эти колебания объяснимы, а порой бесят — когда жители вот-вот выдвинут вам ультиматум из-за введения 14-часовых рабочих смен. Ну ё-моё, в XIX веке в Британии разве меньше работали?
Да и сама игра любит позлить. Остановкой времени при появлении сообщений, например. Или вознёй с рабочими местами, когда таковых несколько сотен.
Рано или поздно люди начнут роптать и унывать. Тогда-то мы и откроем одну из двух новых страниц свода законов: вера или порядок. Обе направлены на поднятие надежды и успокоение недовольных, и обе работают по принципу окна Овертона.
Итак, вы выбрали порядок. Ура! Среди жилых районов выросли вышки с доблестной стражей, достойной командора Ваймса. Они ловят детей, падающих с башен, жители пишут им записки с благодарностями, а иной раз малыш приносит своего плюшевого пёсика и просит, чтобы стражники взяли игрушку к себе на службу. Какая прелесть!
Потом вы устраиваете утренние линейки, чтобы подбодрить горожан. Назначаете патрули. Выпускаете листовки с объяснением нового курса. Повсюду появляются матюгальники, откуда гадкий диктор объявляет начало и конец смены. Вот и первая тюрьма, куда брошен смутьян, насаждающий панику. На сталелитейном заводе работают осведомители.
И вот вы смотрите на свою колонию, увешанную красно-чёрными стягами, по которой громыхают маршем штурмовики. Они избивают до полусмерти за недостаточно уважительный взгляд — те ли это стражники, которым приносили плюшевого пёсика?
Наступает ночь, когда вы убиваете всех противников режима, а шкала «Надежда» заливается серым и превращается в непоколебимое «Подчинение». У подножия генератора вырастает эшафот, где врагов народа заживо варят потоками пара.
Думаете, вера — лучший выбор? Ну-ну! Там вы начинаете с молельных домов, где вечерами пастор исцеляет души людей своими проповедями. Строите дома исцеления, в которых больным помогают не только выздороветь, но и уверовать. Вскоре вы видите на улицах защитников веры, стучащихся в каждую дверь и проверяющих жителей на благочестие. Не прошёл проверку? Тогда грешников выволокут и заставят публично покаяться, угостив ударами плетей.
Всё, добро пожаловать в секту. На каждом шпиле — стилизованный стимпанковый крест, где-то завывает крестный ход, мрачно звякают колокола.
Frostpunk словно заманивает тебя, а потом заставляет оглянуться и спросить себя: стоило оно того? Почему добрые дружинники убивают тех, кого клялись защищать? Как вера в лучшие человеческие качества, отвращающая самоубийц от петли, а воров — от кражи, становится паровым катком, ломающим внутренний стержни?
О, это не секрет. В человеческой истории такое случалось не раз, и писали об этом не раз. Инквизиция уже выжгла своё имя на теле цивилизации, тоталитарные режимы оставили на нём синяки, переломы и шестиугольные звёзды. Игры редко демонстрируют эволюцию таких социальных конструкций, недостаточно глубоко в них погружают.
11 bit studios удалось не просто показать уродливые порождения разума, но и вновь вовлечь игрока, сделав его соучастником гуманитарного преступления. Преступления во имя выживания, конечно. Такое удобное оправдание!
Frostpunk — не самый сильный «градострой»: в нём немного механик, а если вы один раз смогли найти путь в лабиринте катастроф игры, то следующие партии станут легче на порядок. Впрочем, как и в This War of Mine, слабости самой игры полностью затмевает мощное и искреннее настроение, безупречно нагнетаемое атмосферой неизбежной гибели, с надеждой, которая еле-еле проблескивает сквозь смертоносные метели.
Жаль, что Frostpunk быстро истощается — сейчас в игре всего три сценария, модулирующих три разных конфликта (но каждый из них, справедливости ради, остёр и хорошо развит). Что ж, 11 bit studios на радостях от хороших продаж пообещала кучу бесплатных дополнений. Глядишь, мы ещё откроем во Frostpunk новые грани людоедства — фигурального, не буквального.
Плюсы: чувствительная инфраструктура; гибкость законов и технологий; тяжёлые думы после очередной партии; превозмогание на фоне гибели мира; напряжённая музыка.
Минусы: мало сценариев; игра сбивает с толку; сообщения тормозят игру; будто бы мало поводов для хандры.
Playo.ru — скидки на игры:
Навигация по записям
Запись прямой трансляции Riot Live: Frostpunk
В пятницу, 16 февраля, в 21:00 по московскому времени на канале Riot Pixels пройдет прямая трансляция стратегии Frostpunk. Эфир будет вести Алексей «Felix» Корнев .
Если вам нравятся наши трансляции, можете пожертвовать на новые игры, перейдя по этой ссылке. А еще подписывайтесь на наше сообщество Вконтакте, посвященное стримам, и заходите на наш сервер в Discord.
Приходите, будем греться вместе!
Игра ещё недоступна ни в Steam ни в GOG. Откуда она у вас?
Лучше бы навозом в стену покидали
Поставят камеру у окна и будут стримить.
Завтра покидаем же.
Феликс взял разработчиков в заложники и заставил собрать ему рабочую версию для стрима. На что только не пойдешь ради преданной аудитории! 🙂
Ну тогда затащить деревенскую девушку в амбар и устроить ей там Honey Select.
Затейник!
Да в субботу, в субботу будет.
Это специальная пресс-версия игры, которую нам разрешили показать.
Главное, чтобы она там не устроила Doki Doki Literature Club
Опрос
Проекты Riot Pixels
- Форумы
Новые рецензии и статьи
Популярные игры
Постоянные рубрики
Лучшие игры
Популярные скриншоты
Недавно вышли
Cкоро выходят
Популярные иллюстрации
Самые отслеживаемые
Свежие материалы
ВСЕ СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ
Daedalic показала, как выглядит Голлум в ее игре про Средиземье
Издание GameStar опубликовало превью The Lord of the Rings: Gollum,… Читать »»
Что показать на стримах в мае? Предлагаем сами и ждем предложений зрителей
Начало месяца — самое время пройтись по нашей базе в… Читать »»
Skyhill: Black Mist увидит свет в конце мая
Российская студия Mandragora назвала дату выхода Skyhill: Black Mist на… Читать »»
Бесплатная Deus Ex Go — в Google Play и App Store
Square Enix бесплатно раздает Deus Ex Go на Android и… Читать »»
Запись стрима Riot Live: SnowRunner
В субботу, 2 мая, в 20:00 по московскому времени смотрите… Читать »»
Империя отверженных: Wadjet Eye поделилась трейлером Nighthawks
Wadjet Eye Games разместила на YouTube трейлер вампирской RPG Nighthawks.… Читать »»
Пентагон, Минобороны и Euro Forces сойдутся в новом событии в War Thunder
2 мая (в 14:00 МСК) в War Thunder стартует событие… Читать »»
EvilvEvil — «кооперативный» вампирский FPS
Toadman поделилась роликом с нарезкой геймплея «кооперативного» FPS EvilvEvil. Анонс… Читать »»
Календарь RP: игры мая
В прошлом мае вышли Total War: Three Kingdoms, Rage 2,… Читать »»
Видео WRC 9: заезд по Новой Зеландии
Kylotonn Entertainment выложила первый геймплейный ролик WRC 9. В нем… Читать »»
Контакты
Что еще за «Буйные пиксели»?
Riot Pixels — новый проект от авторов Absolute Games, одного из крупнейших игровых порталов России. И не просто новый, а куда более амбициозный. Мы создаем лучший в мире, мультиязычный, пополняемый редакцией и пользователями игровой контентно-сервисный сайт.
Et cetera
© 2012-2019 Riot Pixels
Все права защищены.
Насколько мы поняли, вы используете блокировщик рекламы в вашем браузере. Скорее всего, это AdBlock или AdBlock Plus.
Учитывая, сколько агрессивной рекламы можно встретить на различных сайтах, это, возможно, и оправданно.
Однако Riot Pixels — пока ещё небольшой сайт, мы существуем в основном на деньги, получаемые от различных рекламодателей. Пользователей же с установленным AB/ABP на Riot Pixels сейчас — более 30%. Это очень много.
У блокировщиков рекламы есть еще одно плохое свойство — у вас может «поехать» дизайн или перестанут показываться скриншоты.
Мы не хотим предпринимать активных действий в отношении блокировщиков рекламы (например, закрывать контент) — это не по-человечески. Однако и безучастно смотреть никак не можем. Поэтому у нас к вам большая просьба — пожалуйста, внесите Riot Pixels в «белый список» вашего блокировщика. Это поможет нам и дальше жить и развиваться, а вам ничего не будет стоить.
Frostpunk: советы по прохождению для начинающих
Frostpunk, одна из лучших игр 2018 года, относится к редкому сегодня виду стратегических игр, где нет ни компьютерных, ни живых противников: главный враг здесь — погода, а все остальное лишь следствие того, что люди замерзли и оголодали. В постоянно ухудшающихся условиях вам предстоит привести выживших к спасению, и по пути вы будете часто жалеть о принятых решениях и, наоборот, корить себя за нерешительность.
Чтобы вы проигрывали не так часто, как тут положено, Отвратительные мужики подготовили советы по прохождению первого сценария Frostpunk. Сумеете взойти — дальше справитесь без нас.
Технологии превыше всего
На старте Frostpunk вы начинаете всего с 80 жителями. Из них 15 детей и 65 взрослых — 50 работяг и 15 инженеров. На ресурсы, доступные в самом начале, можно построить только одно здание. И это должна быть мастерская. Жилье, добывающие предприятия — все это подождет. Заниматься технологиями нужно с первого дня. В дальнейшем увеличивать количество мастерских стоит постепенно, исходя из возможностей и текущих потребностей поселения.
Не забывайте, инженеров всегда будет меньше, чем рабочих, и им всегда найдется работа. Например, в лазарете. Чтобы прогресс не стоял на месте, необходимо сделать два важных шага.
Так выглядел мой город на седьмые сутки. К этому моменту я уже исследовал все базовые технологии и занимался открытием следующего уровня. Вдали от поселения — угледобытчик, кладбище, пара охотничьих хижин, лазарет и маяк.
Продленная смена
При первой же возможности примите закон о 14-часовом рабочем дне. Это не понравится жителям, но в долгосрочной перспективе благоприятно скажется на экономике и скорости исследований. Сверхурочную работу можно контролировать переключателями в меню каждого здания — это позволит соблюдать баланс недовольства и высокой выработки на предприятиях. Все это станет особенно важным, когда мороз вдарит по-настоящему.
Детский труд: на рудники или в больницы?
Поселенцы-инженеры будут в дефиците на протяжении всей игры, к тому же, их профессии безопаснее, чем задачи рабочих. Поэтому когда Frostpunk предоставит выбор, не спешите определять детей в шахты — стройте убежище, и вскоре появится возможность сделать из них помощников в лазаретах и мастерских. Чем быстрее изучаются технологии, тем лучше. К концу игры ваши больницы будут переполнены обмороженными гражданами — за ними тоже кто-то должен присматривать.
Адаптация
Книга законов — очень важный инструмент в руках правителя. Не стоит играть в доброго царя и делать ставку на повышение надежды. В один прекрасный день она неизбежно рухнет до нуля. Бойцовские арены, паб и другие развлекательные заведения построите позже, когда удовлетворите базовые нужды граждан.
Что действительно важно здесь и сейчас — кладбище, радикальное лечение и вся эта ветка законов вплоть до создания протезов.
Если есть проблемы с едой, можно перейти на экономный «пустой» суп. Если все хорошо — сделать упор на ускоренное выздоровление больных.
Какие ресурсы важнее
Уголь — единственное, за что нужно трястись. Избыток дерева? Постройте угольную печь. Уголь добывается слишком медленно? Улучшайте шахты. Без угля ваша тепловая установка погаснет, люди будут ходить недовольными, замерзать, уходить на больничный и тихо помирать дома или в лазарете.
Дерево и сталь больше нужны при постройке зданий и исследовании технологий. Еда — чтобы просто жить и не есть друг друга.
Исследование территорий
Один из поводов начинать строительство города с мастерской — чем быстрее вы исследуете и построите маяк, тем лучше. Желательно сразу после изучения первого уровня технологий увеличить количество разведчиков. Две поисковые группы будут быстрее находить ресурсы и новых поселенцев. Главная цель — не столько дерево, уголь или сталь, сколько паровые ядра и роботы-автоматоны. Ядра — единственный ресурс, который нельзя произвести в колонии. А автоматон может взять на себя обслуживание целого заводом, которому по умолчанию нужна дюжина рабочих.
Приоритеты в развитии
Шел 15-й день. Тепловая установка уже улучшена, от угледобытчика и лесопилок больше пользы. На очереди добыча еды и общий уровень жизни граждан.
Успеть на всех фронтах не получится. Например, к концу игры я толком не успел нормально развить фабрику и автоматонов и вообще не строил аванпосты. Основной упор я делал на ресурсы, затем на отопление и только потом на еду, здравоохранение и жилье.
Почему именно в такой последовательности? Во-первых, погодные условия позволяют идеально выстраивать стратегию развития. К моменту, когда наступали дикие холода, я был готов к заморозкам — вместо палаток стояли бараки или дома, обогреватели и дополнительные тепловые установки. Так что в морозные периоды я занимался печкой и ресурсами, в теплый — жильем.
Во-вторых, планирование ресурсов. Постепенно вам придется ставить генераторы, потому что в самый лютый мороз некоторые здания либо вообще перестают работать, либо рабочие валятся с ног один за другим, из-за чего с вас требуют новый лазарет. На поддержание жизни потребуются тонны угля.
Поэтому экономьте. Задайте график работы удаленных генераторов. Те, которые обогревают только предприятия, можно автоматически отключать на ночь и, напротив, включать в темное время суток те, которые отапливают пустующие днем дома.
В-третьих. Люди, конечно, важны, но когда речь идет о целой колонии, то кто-то может и потерпеть без ужина. Важно не проморгать момент, когда динамика прироста продовольствия сравняется с количеством голодных ртов — и вот тогда уже можно принимать меры. С голодухи никто не помрет, а вот без отопления…
Паровые ядра
Ресурс, который нельзя изготовить — только отыскать в ледяной пустоши. Самих ядер не так-то много и их едва хватает на все ключевые здания. Паровые ядра требуются для постройки лазарета (1 шт.), теплицы (1 шт.; столько же и на улучшения здания), стенного бура (1 шт., еще 2 и 3 шт. на каждый этап совершенствования), без которого вообще непонятно, где добывать лес, угольных шахт (1 шт.; 2 и 3 шт. уйдут на доработку зданий), фабрики (1 шт). Для создание автоматона тоже нужно одно паровое ядро.
Шел 42-й день. Именно в этот момент я столкнулся с тем, что сталь больше не нужна, а вот рабочие уже не справляются с добычей угля. Практически все здания улучшены до максимума.
Так вышло, что я практически не занимался созданием роботов. Сделал одного в пару к найденному в пустошах. Они добывали сталь в очень холодном участке колонии, а когда склад заполнился, я перевел их на угольные шахты. Таким образом наступление невыносимых холодов никак не сказалось на добыче угля. Наоборот — его стало больше, чем всего остального.
Однажды поселенцы узнают, что вы единственные выжившие во всей округе. И тогда им придется дать цель. Есть два пути: политический или религиозный. Я выбрал диктатуру. Очень важно быстро дойти до ветки «Новый порядок». Тогда хрупкая надежда заменится статичным послушанием, и вам больше не придется ломать голову над тем, как угодить жителям. Конечно, возможны беспорядки и жертвы.
Второй путь — религиозный — отличается от силового скорее косметически. Вместо вооруженных патрулей по ночам можно будет выпускать на улицы священнослужителей, которые будут жаловаться на пьющих в пабе людей и сжигать личные вещи некоторых беженцев как символы преступной старой веры.
Но другого выхода не будет: после определенного сюжетного поворота вам предстоит остановить более сотни людей от бегства обратно в Лондон. Как сделать это с минимальными потерями для кармы, и стоит ли оно того — и есть главный вопрос Frostpunk.
Frostpunk в продаже для PC с 24 апреля. Версия предоставлена GOG.