1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пять умерших шедевров

Содержание

15 знаменитых картин, которые могут напугать до смерти (18 фото)

Иоганн Генрих Фюссли (Генри Фюзели), «Ночной кошмар», 1781 г.

Художник, вероятно, опирался на германские сказания о демонах и ведьмах, которые овладевали людьми, спящими в одиночку. К таким людям являлась нечистая сила — незрячая кобыла и демоны. Изображенная на картине женщина то ли спит, то ли лежит без сознания, а на ее грудь давит инкуб, не дающий ей прийти в себя и навевающий ночные кошмары. В прорези штор мы видим голову слепой кобылы, которая увозит человеческую душу во время сна (английское слово «nightmare» в дословном переводе — «ночная кобыла»).

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1480-1505 гг.

Это самый известный триптих Иеронима Босха и посвящен он греху сладострастия. На левой створке мы видим знакомство Адама и Евы в Раю. Центральная часть — это, собственно, сад наслаждений, в котором люди предаются греху сладострастия. Но мы предлагаем внимательнее рассмотреть правую створку триптиха под названием «Музыкальный Ад». Тут есть и чудовища, и пыточные механизмы (грешник распят на арфе, лютня используется как орудие пытки), и сцены мучений.

Вот несколько фрагментов правой части триптиха

Гюстав Моро, «Диомед, пожираемый своими конями», 1865 г.

Сюжет картины заимствован из древнегреческой мифологии («12 подвигов Геракла»). Царь Эврисфей поручил Гераклу отправиться во Фракию и украсть у царя Диомеда его великолепных и свирепых коней. Диомед кормил этих животных человеческим мясом. Геракл силой завладел конями-людоедами и расправился с Диомедом, бросив его им на растерзание. Именно этот момент запечатлен на картине. А на заднем плане сидит сам Геракл и наблюдает за происходящим.

Питер Пауль Рубенс, «Сатурн, пожирающий своего сына», 1636 г.

Еще одна картина на мифологическую тему. Да, папа из этого Сатурна как-то не очень. Напомним: Сатурн (римское имя для Кроноса), король Титанов, завидовал власти своего отца Урана, поэтому сверг его. Настал Золотой век, и все было мирно и хорошо — пока Сатурн не узнал из пророчества, что его сыновья, повзрослев, свергнут его — как он сверг своего отца. Чтобы пророчество не свершилось, Сатурн сжирал каждого своего сына после его рождения. Заметим, что Сатурн здесь абсолютно хладнокровен и уверен в правильности того, что делает.

Артемизия Джентилески, «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1620-1621 гг.

Сюжет картины основан на Книге Юдифи — второканонической книге Ветхого Завета, в которой рассказывается история прекрасной и благочестивой израильтянки, спасающей свою родину от Олоферна, военачальника Навуходоносора. Чтобы помешать Олоферну разрушить ее родной город, Юдифь соблазнила его своей красотой и проникла в его палатку. Когда Олоферн напился и уснул, Юдифь с помощью своей служанки обезглавила его. Судя по картине, процесс обезглавливания прошел не совсем гладко и не был быстрым.

Ганс Мемлинг, триптих «Тщета земная и Божественное спасение», ок. 1485 г.

Еще один пример триптиха, подобного «Саду земных наслаждений». На центральной панели изображена обнаженная женщина, смотрящаяся в зеркало. Левая створка — это Смерть. Правая — Дьявол. То есть самолюбование, тщеславие и страсть к земным удовольствиям — прямая дорогая в Ад. Также тут прослеживается намек Memento mori («Помни о смерти).

Дьявол

Отвратительный рогатый Дьявол, из живота которого проглядывает человеческое лицо, топчущий грешников, приговоренных к пожиранию огнедышащим монстром, — таков итог человека, не заботящегося в течение жизни о своей праведности.

Фрэнсис Бэкон, «Этюд к портрету Иннокентия Х», 1953 г.

По правде сказать, английский художник-экспрессионист Фрэнсис Бэкон не имел ничего против Папы Римского Иннокентия X — он просто творил в таком художественном стиле. Его работа — это своеобразное прочтение картины Диего Веласкеса «Портрет Иннокентия X», созданной в 1650 году. Бэкон никогда не видел оригинала этой картины, но видел бессчетное количество ее репродукций в книгах. Его видение этой картины поражает.

Тициан Вечеллио, «Наказание Марсия», 1570-1576 гг.

Мифологический сюжет, легший в основу картины этого знаменитого художника Возрождения, таков: сатир по имени Марсий бросил вызов самому богу Аполлону, предложив устроить музыкальное соревнование. Он хотел доказать, что кифара Аполлона не идет ни в какое сравнение с его флейтой, но был жестоко наказан за гордыню. Аполлон принял его вызов, но с одним условием: победитель выбирает наказание для проигравшего. На картине мы видим, что с сатира Марсия заживо сдирают кожу.

Читать еще:  Трансляции Total War: Arena

Вильям-Адольф Бугро, «Данте и Вергилий в аду», 1850 г.

Это изображение Ада навеяно первой частью поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия», а конкретнее — показан восьмой круг ада, место для фальсификаторов и фальшивомонетчиков. Спустившиеся в ад Данте и Вергилий наблюдают бой между двумя проклятыми душами: еретик и алхимик Капоккио атакует и кусает в шею Джанни Скикки, который выдавал себя за покойного богача, чтобы обманом завладеть его наследством. За этой сценой с явным удовольствием наблюдает крылатый демон.

Франсиско Гойя, «Сатурн, пожирающий своего сына», 1819-1823 гг.

Узнаете? Снова тот же сюжет, что и у Рубенса, но на этот раз Сатурн изображен совершенно безумным и кровожадным монстром. Интересный факт: эта картина была в 1881 году подарена музею Прадо, так как не привлекала покупателей.

Сальватор Роза, «Искушение святого Антония», 1645 г.

Легенда об искушении святого Антония вдохновляла на творчество многих живописцев: картины с таким названием есть у Иеронима Босха, Поля Сезанна, Сальвадора Дали и многих других. Каждый привносил что-то свое и каждая картина по-своему интересна. По легенде, святой Антоний — набожный христианин — стал паломником и ушел странствовать в пустыню, чтобы жить там в уединении. На пути его подстерегали всякого рода злые искушения и отвратительные демоны, пытающиеся сбить его с истинного пути. Демон в исполнении Сальватора Розы похож на какое-то инопланетное существо. Даже не верится, что картина написана в 17 веке.

Франсиско Гойя, гравюра из серии «Бедствия войны», 1810-1820 гг.

Франсиско Гойя создал серию из 82 гравюр, на которых, как вы уже поняли, тщательно отобразил все ужасы войны. Это был протест против жестокого подавления французами восстания на Пиренейском полуострове, за которым последовала война. Представленная гравюра значится под номером 39 и имеет подпись «Героическая борьба! С мертвецами!». На гравюре изображены подвешенные к дереву трупы. Все они кастрированы, у одного отрублены руки и голова.

Теодор Жерико, «Отрубленные головы», 1818 г.

Наверное, можно сказать, что Теодора Жерико восхищали мертвые. Он частенько заимствовал (по знакомству) в морге тела и конечности, чтобы рисовать их с натуры. Жерико коллекционировал головы и различные части тела трупов в своей мастерской и наблюдал за тем, как они постепенно разлагаются, перенося свои впечатления на художественные полотна.

Ханс Рудольф Гигер, «Некроном IV», 1976 г.

Шведского художника-сюрреалиста Ханса Гигера мучили ночные кошмары и в своей работе он отобразил бесплодные попытки борьбы с бессоницей и все, что с этим связано. Именно эта картина Гигера и вдохновила его на создание ксеноморфов для фильма «Чужой».

Сальвадор Дали, «Лицо войны», 1940 г.

На картине мы видим пустынный пейзаж, в центре которого находится гигантская голова, не имеющая тела. Лицо высушено палящим солнцем и кажется очень печальным. Такие же лица расположены в пустых глазницах и во рту, а в них — еще лица, и так до бесконечности. Сальвадор Дали написал эту картину после окончания Гражданской войны в Испании, чтобы показать, что смерть несет с собой только смерть — бесконечно.

Янтарная комната и еще пять шедевров, которые бесследно исчезли во время Великой Отечественной

Готовить музейные ценности к эвакуации сотрудники петербургских музеев начали с первых же дней войны. Вглубь страны отправлялись вагоны с шедеврами живописи и скульптуры, изделия из фарфора и стекла, и ткани. И все же, когда немцы стали подходить к Ленинграду , в бывших царских резиденциях еще оставались сокровища.

В 90-е годы в России начали работу над сводным каталогом утраченных музейных ценностей. Перечень с коротким описанием объектов составил пятнадцать томов! Согласно этим данным, музеи Пушкина , Павловска , Гатчины и Петергофа все вместе потеряли более 93 тысяч экспонатов! «Комсомолка» составила небольшой список самых значимых шедевров, которые после войны больше никто и никогда не видел.

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА

Янтарную комнату часто называют «венцом» наших потерь в годы Великой Отечественной войны. Это если говорить об искусстве.

Она была создана в 1709 году мастером Андреасом Шлютером для прусского короля Фридриха I. Позже его сын преподнес панели в дар Петру I.

В годы Великой Отечественной войны Янтарную комнату не эвакуировали из-за ее хрупкости. Сотрудники провели консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Но фашистов это не остановило. Доподлинно известно, что после взятия Пушкина, Янтарную комнату выставляли в Кенигсбергском дворце, но затем она оттуда пропала. Существует несколько версий ее исчезновения. По одной из них, сокровища сгорели во время бомбардировки города. Но специалисты полагают, что панели все же успели вывезти.

— Слишком высоко комната ценилась и Гитлером , и Герингом . Вполне возможно, что эвакуировали ее по частям и в разных направлениях. Если Янтарная комната находится у кого-то на руках, то найти ее можно лишь в случае продажи через аукцион. Если человек попытается пристроить пристроить ценности по договоренности частному лицу, то мы никогда об этом не узнаем, — говорит заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной и просветительской работе Ираида Ботт.

КРЕСЛО ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ

Уникальное кресло-кровать попало в Царское село с тульских оружейных заводов в 1752 году. Это был подарок известного русского промышленника Никиты Демидова императрице Елизавете.

— Кресло отличалось необычной конструкцией и декором, — рассказали «Комсомолке» в музее-заповеднике «Царское Село». – Ажурную спинку венчал вензель императрицы «EP», что означало «Elisabeth Petrovna». Монограмма размещалась под короной, которую поддерживали два ангела.

Глядя на кресло, невозможно представить, что оно могло легко трансформироваться в кровать. Тем не менее, спинка была откидной, а в конструкции скрывались выдвигающиеся ножки-подпорки.

Кресло было выполнено тульскими мастерами из стали с вкраплением золоченной и посеребренной меди. В Екатерининском дворце оно простояло почти два века.

Читать еще:  Новости Tasty Planet

— Перед войной кресло не успели эвакуировать. Оно бесследно исчезло в годы оккупации Пушкина, и где сейчас находится – неизвестно, — говорят в Царском Селе.

ПАРНЫЕ ПАГОДЫ ИЗ ФАРФОРА

С китайского языка «пагода» переводится как «башня сокровищ». В Непале , Индии , Китае , Корее и Японии так называют многоярусные строения, которые используют в качестве храмов.

В Царском Селе они были выполнены из…фарфора. Над воплощением шедевра в жизнь трудились мастера императорского фарфорового завода.

— Пагоды обладали внушительным размером и были украшены многоцветной росписью. Их выставили в Китайском зале, где они отлично дополняли коллекцию дальневосточного фарфора конца XVII – середины XIX веков. Безусловно, их можно признать шедевром фарфорового искусства, — говорят сотрудники музея-заповедника «Царское село».

Кстати, проектировщиком зала был Чарльз Камерон – известный итальянский архитектор, который приехал в Россию по личному приглашению Екатерины Великой. Теперь пагоды остались только на фотографии, которая была сделана еще до войны. Две светлые башенки с нежной росписью стоят справа и слева от камина. На них проработаны даже самые тончайшие детали – мелкие узоры и балкончики на этажах. В Царском селе пагоды считают одной из самых страшных потерь для всей коллекции фарфора.

Будучи хрупким произведением искусства, они вполне могли погибнуть в оккупации. Но могли быть и вывезены из Пушкина вместе с Янтарной комнатой и другими сокровищами Царского Села.

ФОНТАНЫ ПЕТЕРГОФА

После войны шикарный Петергоф лежал в руинах. От Большого дворца, которым некогда гордился Петр I, остались лишь выгоревшие и разрушенные стены. В прах превратился и легендарный Большой каскад.

Сотрудники музея изо всех сил старались эвакуировать как можно больше экспонатов. Но немцы подходили, и было понятно, что часть останется на месте. Чтобы спасти фонтанные скульптуры, их прятали в тайниках на территории парка. За время оккупации Петергоф лишился шестнадцати тысяч шедевров! Немцы уничтожали или вывозили все, что представляло хоть какую-нибудь ценность от плафонов до картин. Но самой большой потерей сотрудники музея считают фонтаны Большого каскада.

— Мы потеряли статуи «Самсон», « Нева », « Волхов » и группу «Два тритона». Все они были установлены в царской резиденции в начале XIX века, когда свинцовые скульптуры меняли на бронзовые. Во время войны немцы вывезли их из Петергофа. С большой долей вероятности можно предположить, что статуи переплавили для нужд фронта, — рассказали в пресс-службе ГМЗ «Петергоф».

После войны Большой каскад пришлось восстанавливать почти с нуля. Утраченные скульптуры воссоздали, и они по сей день радуют глаз посетителей.

БИБЛИОТЕКА РОССИ

Библиотеки семьи Романовых всегда славились изобилием книг по самым разным тематикам: искусство, политика, история, различные науки. В Павловске находилось собрание из двадцати тысяч томов! Это не считая коллекции минералов, медалей, монет, гравюр и гербариев.

Библиотека строилась по проекту легендарного архитектора Росси в 1822-1824 годах. Вдоль стен протянулись длинные шкафы из волнистой березы, витрины и столы. Вся эта роскошь погибла во время пожара 1944 года, когда нацисты подожгли дворец, и он, словно факел, полыхал три дня и три ночи. Но книги были украдены. Сотрудники Павловска не теряют надежды, что однажды им удастся вернуть домой хотя бы часть коллекции.

— Эти книги надо искать. Иногда они мелькают в частных коллекциях, антикварных магазинчиках Германии , Австрии , США . Порой нам приходят письма от людей, которые где-то их видели. Опознать книги не сложно – на каждой стоит печать Павловского дворца и номер. Мы стараемся вернуть коллекцию, но часто наши осведомители перестают отвечать, связь обрывается, и мы так и не можем установить точно, где они видели книги, — рассказал «Комсомолке» главный хранитель Павловского дворца Алексей Гузанов .

Два года назад произошло практически чудо. Семейство Шуленбургов передало в музей 135 книг из коллекции. Когда-то Гитлер сам подарил их дипломату Фридриху-Вернеру фон дер Шуленбургу. Позже он станет участником заговора против фюррера.

— Книги вернулись к нам в шикарном состоянии, на некоторых только была вырезана печать дворца, — говорит Гузанов.

АМУР С БАБОЧКОЙ НА ПЛЕЧЕ

Изящная скульптура из белого мрамора « Амур , снимающий с крыла бабочку» появилась в Собственном садике императрицы Марии Федоровны в начале XIX века. Ее автором стал английский мастер Томас Бенкс. Даже в царские времена для России его работы были большой редкостью, что уж говорить о современности.

— На моей памяти, в нашей стране нет ни одного музея, который бы владел работами Бенкса , — рассказывает Алексей Гузанов.

В садике у Павловского дворца скульптура занимала центральное место. К ней вели все дорожки. Императрица Мария Федоровна так любила эту работу, что поставила ее на главную площадку. Хотя раньше там находилась статуя Флоры.

В 1941 году скульптуру не успевали эвакуировать и спрятали в тайник в парке. Упаковали как следует, и закопали в землю. Но после войны ее не обнаружили на месте. Скорее всего, фашисты вывезли ее из Павловска.

Амур потерялся и после войны его больше никто никогда не видел. Интересно, что это была штучная работа – ее копии не существует. В Павловске сохранилась лишь архивная фотография. Возможно, что для будущих поколений эта карточка будет единственной возможностью ознакомиться со скульптурой – в реальности ее пока не восстановили.

Читайте также

На Кубани мужчина раскопал у себя на участке человеческие кости и наконечник от копья

Не исключено, что останки принадлежат древнему воину, который жил во II-III веке до нашей эры [эксклюзив «КП», фото]

Непримиримые победители

6 мая 1856 года родился полярный исследователь Роберт Эдвин Пири

Солдатские трофеи: что фронтовики везли из Германии в 1945-м

«Сувениры» войны — часы, велосипеды, швейные иглы

Читать еще:  Sid Meier's Civilization VI / Civilization 6

«Вылетел на перехват Пауэрса и был атакован своими»: 60 лет назад в небе над Свердловском был сбит самолет-разведчик

По заданию американский шпион должен был снять советскую инфраструктуру

Следственный комитет возбудил уголовное дело о геноциде славян в концлагерях Карелии

В период Великой Отечественной войны там погибло не менее 8 тысяч мирных граждан, в том числе больше 2 тысяч детей

35 лет великой катастрофы: Почему перестройка ничему нас не научила

Наш колумнист Сергей Мардан размышляет о событиях конца 80-х их последствиях

«Для меня это была вторая Швейцария»: как Владимир Ленин в молодости оказался в деревне в Самарской области

После казни старшего сына семья Ульяновых переехала в деревню Алакаевка, мать мечтала отвратить Володю от мыслей о революции, но сделать это не удалось [фотопрогулка по музею]

Ленину надели вместо котелка кепку, чтобы сделать самым человечным из людей

Как создавался и как развенчивался миф о вожде народов

Владимир Познер о Ленине: Он выдающийся политический деятель, который сумел воспользоваться ситуацией, но совершил катастрофическую ошибку

22 апреля исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ульянова. Ленина. Знаменитый телеведущий рассказал журналисту Радио «КП» Ивану Панкину как он относится к главной фигуре 20-го века

Писатель Александр Проханов: Если бы Ленин не свершил революцию, Гитлер потом разбил бы осколки России

Литератор поделился своим взглядом на личность воздя мирового пролетариата [опрос]

Интервью с Лениным: Владимир Ильич, цены на нефть рухнули. Что делать?

Как ответил бы Ильич, если бы мы сейчас брали у него интервью про кризис, Украину, коррупцию и секс [опрос]

«После Ленина нельзя играть Деточкина. »

В день 150-летия вождя вспоминаем самые необычные его воплощения на киноэкране

Иван IV Грозный: история правления русского царя

Иван Васильевич Всея Руси, царь и великий князь, как именовали его при жизни, правил Россией больше 50 лет

Падение «Тайфуна»

20 апреля 1942 года завершилась Московская битва. Впервые в истории Второй мировой войны фашистские войска потерпели крупное поражение

Возрастная категория сайта 18+

Мода 19-го века на посмертные фото: для чего они это делали?

«Викторианская эпоха». Романтика и сантименты. Но было в ней кое-что, что способно как-то смутить и покоробить даже современных людей, привыкших ко многому.

В те времена люди фотографировали своих недавно усопших родственников, обставляя все так, будто те живы.

Ушел из жизни малолетний сын – родители делали семейное фото. Отправился в мир иной почтенный глава семейства – его усаживали в кресло и делали портрет. Могли и домашних питомцев на колени посадить, чтобы все смотрелось живее.

Зачем все это делалось?

Здесь, современным людям, то есть – вам, нужно объяснять. Конец 19-го века. Фотография только появилась. И не каждый мог себе позволить заказать карточку. Это сейчас в большинстве мобильных телефонах есть камера. А фотографий на жестком диске у людей – тысячи. И это все обесценивается.

Раньше, зачастую, единственной возможностью запечатлеть человека, оставить о нем память было фотографирование его, когда он уже ушел из жизни. Но кто-то придумал делать так, будто осуществлялась съемка здравствующего лица. Так на человека было смотреть, безусловно, приятнее. Хотя, когда известно, как все происходило, становится как-то не по себе.

Техника

В те времена часто из жизни уходили малолетние дети. Что говорить, медицина была не на том уровне, что сейчас. Родителям хотелось оставить память о ребенке. И они шли на такой вот странный шаг – фотографировались с телом.

Правда, надо сказать, что дети, да и взрослые смотрелись на фото, во многих случаях, как живые. Если не знаешь тайны, то и не поймешь, в чем подвох.

Искусно работали гримеры. Применялись всякие хитрые ходы. Например:

1. Взрослых и детей усаживали в кресла в вполне естественных позах. 2. Как указывалось, на колени к мужчине или женщине могли посадить живую собачку. 3. Применялись специальные «штативы» с фиксаторами, чтобы тело могло держаться в вертикальном положении. 4. Детей брали на руки.

Есть фото, на котором юная девушка сидит и перебирает в руках розы. Видна только верхняя часть тела. А нижней, на самом деле, и не было, потому что несчастная накануне попала под поезд.

Цена фотографий

Любые карточки в те времена стоили дорого. Фотографы зарабатывали хорошо. Пишут, что, по нашим деньгам, одно фото стоило около 200 долларов. Но спрос был. Как отмечалось, фото в те времена были редкостью. Каждый, кому позволяло финансовое положение, старался заполучить карточку с изображением себя или родственников: живых или покинувших этот мир.

Дикие нравы?

Наверное, при всей неприятности задумки, людей, живших в «Викторианскую эпоху», вполне можно оправдать. Им, действительно, очень хотелось запечатлеть на фото своих родственников. Если при жизни последних это не удавалось, то оставался только один вариант. На ряде фото видно, как тяжело некоторым людям это давалось. Есть карточки, где родители держат на руках своих маленьких детей. Казалось бы, перед камерой нужно улыбаться, но лица у всех почему-то очень озабоченные и грустные. Теперь-то, понятно, почему так.

Ошибки

Сейчас можно найти много примеров фотографий, о которых идет речь – из той эпохи. На некоторых из них непонятно, где живой человек, а где – просто тело. Люди, организовывавшие съемки, зачастую, работали очень хорошо.

Есть фото, где наши современники долго считали, что люди на них сфотографированы после того, как их души улетели к небесам. А потом выяснялось, что снимали живого человека.

Есть карточка, на которой стоят два мальчик. Непонятно, кого из них, на момент съемки, уже не было в живых. Долго этот вопрос выясняли. Оказалось, что сфотографировано было два тела.

Не забудьте подписаться на канал ЗАГАДКИ ИСТОРИИ и поставить лайк:)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector