Почему Fallout больше не Fallout
Почему Fallout от Bethesda хуже старых частей
Я люблю Fallout. Всю серию. Даже Tactics местами люблю, хотя почти в неё не играл. Любить серию есть за что – атмосфера, сюжет, ролевая система, персонажи, пасхальные яички, винтовка Гаусса, Избранный, ГЕКК, всё это стало культовым и остаётся таковым по сей день. Однако после выхода Fallout 3 серия разделилась на игры, выпущенные, собственно, Black Isle/Obsidian, и на продукты Bethesda Software. Вторые гнобимы большинством фанатов первых, и в этой статье я попробую добраться до самой подноготной этого конфликта.
Fallout VS Fallout
Со стороны Black Isle/Obsidian в сравнение попали Fallout 1, Fallout 2 и Fallout New Vegas, а со стороны Bethesda – Fallout 3 и Fallout 4. Wasteland, Van Buuren, Fallout Tactics и Fallout: Brotherhood of Steel в сравнении не учитываются.
Прежде чем начать, скажу следующее. Я НЕ считаю ни Fallout 3, ни Fallout 4 плохими играми – они хороши, а местами превосходят конкурентов по серии на недостижимые показатели. Речь о том, что F3/4 – плохие «Фоллауты», не продолжают идеи предыдущих, а там, где продолжают, проигрывают по многим статьям.
Например, Fallout New Vegas – превосходный «Фоллаут», но провальный шутер и довольно слабая игра. Почему? Потому что Вегас уютный, интересный, с отличной ролевой составляющей, интересными и продуманными DLC, меметичным вооружением, но при этом безбожно глючный и неаккуратный, а кривозадую систему стрельбы в нём я могу хаять до пенсии. Чёрт, винтовка Гаусса в этой части худшая в серии, а это для фаната второй части – плевок в лицо. Суперкувалдой. С критом. И взятым перком «Улучшенные критические».
Fallout 4 с другой стороны – очень слабый «Фоллаут», но блестящий шутер и очень качественная игра. Влияние ролевой системы на мир смехотворно, некоторые квесты вызывают необузданную агрессию, оптимизация удивляет непостоянностью, а новая система перков, хоть мне и нравится, но идёт по опасной тропинке упрощения, держась за ручку с [САРКАЗМ] блестяще сделанным колесом диалогов.
Смотрите также:
При этом «Четвёрка» привносит свежий элемент строительства, напарники по интересу и эмоциональности дают прикурить некоторым персонажам из Mass Effect, а система стрельбы не просто хороша – она почти безупречна (а как иначе, если к ней приложила руку id Software?). Сравнивать с ней позорище из New Vegas – всё равно, что сравнивать турбоплазменную винтовку из первой части и DIY самопал из второй – совершенно разные весовые категории.
Именно поэтому назвать Fallout 3/4 полным провалом может либо фанатичный фанат фанатов первых частей, либо тролль чуть толще нормы (хотя какая у них может быть норма), либо просто геймер младых лет, которого можно простить в силу неразвитости мозга. Тем не менее, они плохи, потому что должны продолжать определённые идеи, но не делают этого.
Объясню я это двумя способами – длинным и коротким. Длинный будет, собственно, длинным и заумным, и если с этим будут проблемы, то прокручивай сразу до подзаголовка «Короткий и простой….». В обоих случаях мы опустимся к самой основе Fallout, с идеям, базисам вселенной и вдохновению.
Длинный и заумный способ
Fallout 1 и Fallout 2 – игры в сеттинге ретро-футуристики с элементами атомпанка. Что это значит? «Мир Fallout — это то, как люди в пятидесятых представляли себе будущее». Вьетнам ещё не наступил, а вот американская мечта в самом разгаре, компьютеры на лампах, по телевизору ситкомы и странные наивные сериалы о бутафорских пришельцах-марсианинах. Теперь представим, что транзисторы, основа нынешнего техпрогресса, в мире почти не развивались, и вся электроника так и осталась тёплой и ламповой. Поэтому мир к нашему времени оказался именно таким, каким его представляли обыватели Америки 50 годов.
А теперь представим ядерную войну, которая хорошенько протёрла личико цивилизации агрессивным атомом. Представим, что ради достижения победы Америка разработала биологическое оружие, которое распространилось по Пустошам. Представим себе мутантов, рейдеров, каннибалов, рабовладельцев, полуумных зомби-гулей. И почти нетронутые убежища, где нетронутые цинизмом выжженых земель обитатели бережно культивировали идеи американской мечты, которая пережила апокалипсис.
Теперь сделаем небольшое отступление, и возьмём среднеформатного гражданина неопределённой демократической страны. У него есть четыре круга интересов:
- Его персональные эгоистичные желания,
- Мотивация его для близких, любимых и друзей
- Потребности его страны-родины и законов государства
- Потребности его с точки зрения всего человечества
В результате сей гражданин утоляет свои собственные базовые потребности, угождает семье и друзьям, выполняет гражданский долг по мере возможностей и старается заботится о природе планеты, обеспечивая следующему поколению землян жизнь без мусора вокруг, как в Wall-E.
После ядерной войны человечество практически мертво, само понятие страны потеряло любую актуальность, все дороги открыты, все границы рухнули, наступила анархия, каждый сам за себя. В этой ситуации третий и четвёртый круги интереса как-то уходят на задний план, а то и вовсе исчезают со стола в мусорку. Нужно обеспечить выживание себе и своим близким – вот задача №1.
Теперь вспомним, что ретро-футуристика из Fallout берёт начало из эпохи, собственно, ретро. И первый камень преткновения возникает прямо здесь. Black Isle/Obsidian отлично осознавали, что ретро-мышление должно остаться во временах ретро, и очень, очень хорошо развили его, доведя до современного, довольно циничного общества, с поправкой на лампы вместо транзисторов и атомные батарейки вместо литий-полимерных.
В результате на момент начала войны люди не особо отличались по составу мышления от нашего поколения, поэтому и Fallout 1, и Fallout 2, и New Vegas моментально цепляют правдоподобными персонажами «серого» оттенка. Всё, что не должно было пережить ядерную зиму, её не пережило – вспомни первый Fallout. Ни религий (Собор не в счёт, ибо создан после войны), ни намёка на глобальное государство, на стабильную экономику или средства связи. Fallout 2 при этом развил идеи первой части достаточно хорошо, добавив и Анклав, и НКР, и остатки армии Создателя, и ещё много мелочей.
Теперь – Bethesda. Берём для примера Fallout 3, ибо он ярче всего напоминает какой-то глуповатый, но безумно популярный ретро-ситком. Схема мышления из 60 годов почти без изменений перешла сначала в наш век, а после – во времена после Великой Войны. Наивность, банальность, глупость, мотивация, манера говорить и словарный запас персонажей, как позитивных, так и негативных, не даёт в них поверить, ибо это набор из времён ретро, но никак не наших.
Если говорить категориями кругов мышления, то наш персонаж является почти шаблонным идеалом для своей страны. Такой себе герой live-части трейлера Fallout 3 и E3 2008 – персонаж без пяти минут пародийный, хоть в формалин закатывай. И там, где главные герои первых частей наверняка поступят эгостично, этот товарищ выступит как настоящий патриот своей страны, которой уже 200 лет как не существует.
Bethesda не развила схему мышления и вселенную, оставив её на уровне довольно шаблонного ситкома. Там, где Black Isle допускала минимальные отступления, не вредящие реализму (пасхальные яйца, к примеру), Bethesda уходила в отрыв по самый копчик. В Fallout 2 пришельцы были крохотной, почти незаметной частью игры (существа, именуемые «чужими», являются просто ванаминго, обитающие вдалеке от Реддинга, и потому названные иначе). В Fallout 3 им посвящен целый DLC, причём выглядят они именно как стереотипные пришельцы из эпохи ретро, с теми же бластерами, теми же костюмами и точно такой же мотивацией.
При этом создатели TES даже не пытались свести сеттинг Fallout 3 к реализму. Видимо, сказался опыт фэнтезийных игр, да и движок Oblivion на руку не сыграл. В результате Столичная Пустошь выглядит безумно атмосферно, по-настоящему враждебно, заброшено и неуютно… Очень даже в духе Fallout 1, но никак, ни при каких обстоятельствах и ни в каком случае не спустя 110 (!) лет после завершения первой части. Собственно, за это «Тройку» не пнул разве что ленивый, и если смотреть на игру, как отдельное произведение, вдохновлённое и пародирующее ретро-образ жизни, то она очень хороша, но как продолжение приземлённой и циничной серии – нет.
Доказательство в подходе ещё лучше демонстрирует Fallout New Vegas, созданный на том же движке, что и Fallout 3, но теми же, по сути, людьми, которые делали первые части. В основу сюжета положены наработки с Van Buuren, несоответствия с предыдущими частями сведены к минимуму, сценарий, персонажи, квесты очень приземлённые и правдоподобные.
В результате приходим к выводу, что Fallout 1/2/New Vegas создавались в приземлённой ретро-футуристике и с оглядкой на современные нравы, в то время как Fallout 3/4 базируются на стереотипно-пародийной ретро-стилистике с элементами фэнтези (о да, я не забыл о вампирах из депо Мерешти).
Короткий способ
Fallout от Bethesda – нечто вроде Warhammer 40.000 для фэнтези. Имея пародийное начало, эта вселенная разрослась в нечто совершенно иное и уникальное. Fallout 4 я считаю именно таким – пойдя по схожему пути с F3, игра изменилась и в сторону от предшественника, и сделала ответвление касательно New Vegas.
Если так подумать, то фанаты серии имеют право материть Bethesda на чём свет стоит за один лишь факт, что вселенную Fallout подвинули в пародийное русло. При этом они забывают, что и Fallout 2 тоже во многом пародийное произведение (по заявлениям очевидцем, я лично пародии в упор не вижу). Кроме того, я считаю поступок Bethesda смелым, ибо не имея опыта в sci-fi и являясь мастерами фэнтези, разработчики осмелились на такой вот шаг, и, в принципе, оправдали себя. Ещё один вариант – создатели TES отчётливо понимали, что до культовости первых частей им не добраться никак, и решили даже не пытаться, но пойти другим путём.
Если, кстати, кажется, что F3 и иже с ним – оскорбление святых совершенных Fallout 1/2, то скажу лишь то, что у старичков-то у самих рыльце Анклавом обмазано. Боевая система, хоть и шикарная тактически, но с большой кучей народу превращается в бокс по переписке, и это нельзя ни ускорить, ни пропустить.
Смотрите также:
Хвалёный баланс ролевой системы рушится в руках опытного пользователя, и Fallout 2 тому подтверждение. Игру можно пройти за 18 минут, стать миллионером на любом уровне сложности без каких-либо глюков или багов, в первой части просто игнорить врагов, постоянно завершая ход со своей стороны. В New Vegas практически невозможно проходить за мастера ближнего боя, будь у тебя нож Шанса или зубочистка.
Старые игры серии Fallout стали культовыми не за свою идеальность, а за то, что привнесли в мир нечто новое. И Fallout 3, и Fallout 4 сделали точно так же – каждая часть в своё время сделала смелый шаг, который оправдался в глазах одних и провалился для других.
Я готов дать выпавший зуб на отсечение, что некоторые фанаты оригинального Wasteland плевались кислотой, ибо идейной продолжение их любимой игры теперь не в пикселях, и боевая система тормознутая, команду хрен соберёшь (а Wasteland была партийной игрой, без одиночных путешествий). А случись это во времена Интернета, когда от каждого чиха кто-то TRIGGERED, Fallout могли бы и не стать культовыми. Ничего не напоминает?
Читайте также: обзор Hybrid Wars
К счастью, мы любим Fallout за то, какой он есть. И мне кажется, что настоящий, искренний фанат серии полюбит каждую официальную часть, потому что любая из них (даже Brotherhood of Steel) достойна внимания за что-то своё. Именно поэтому название статьи, по факту, ложь. Части от Bethesda не хуже предыдущих, они просто отличаются. А вот в лучшую или худшую сторону – не мне решать.
Что такое «тот самый Fallout»?
В честь седьмого дня рождения Fallout: New Vegas мы в редакции GameGuru решили подумать, каким должен быть «тот самый Fallout» и немного поразмышлять о дальнейшей судьбе серии. Материал получился обширным! Надеемся, что вам он понравится.
Ровно 7 лет назад вышел спин-офф третьей части Fallout с заголовком New Vegas. Почему мы об этом вспомнили? Его разработкой занималась команда Obsidian, многие сотрудники которой принимали участие в создании первых частей серии. И, как показала практика, подходы отцов франшизы и ремесленников из Bethesda к разработке игр кардинально различаются. Не понимаете, что значит фраза «тот самый Fallout»? Вскрывайте запасы Нюка-Колы, приготовьте шашлык из игуаны и усаживайтесь поудобнее — сейчас мы вам все очень доступно объясним.
Во-первых, «тот самый Fallout» — это детально проработанный мир. Все события New Vegas разворачиваются в пустыне Мохаве. В ее восточной части находится реально существующая достопримечательность США — Дамба Гувера. Это исполинское сооружение играет важнейшую роль в электрообеспечении Соединенных Штатов. Да и построена на совесть: если все люди внезапно исчезнут с лица Земли, плотина сможет простоять без техобслуживания добрых лет пятьсот. Можете себе представить, какую стратегическую ценность представляет подобный объект в мире, пережившем апокалипсис? В Fallout: New Vegas Дамба Гувера — настоящий святой грааль. За контроль над ней борются три большие фракции: Новая Калифорнийская Республика, Легион Цезаря и таинственный владыка почти не тронутого войной Лас-Вегаса — мистер Хаус.
И, в отличие, к примеру, от третьей или четвертой частей Fallout, все стороны конфликта обладают четкой мотивацией. К примеру, Новая Калифорнийская Республика — это такая попытка восстановить довоенный строй США. У НКР есть большая и хорошо вооруженная армия, куча подконтрольных ей земель, собственная политическая система во главе с настоящим президентом и уйма проблем бюрократического плана. В противовес Республике выступает Легион Цезаря — с первого взгляда максимально нелепая и чуждая постапокалиптической игре фракция. Но если внимательно читать диалоги, вы удивитесь, насколько логично Легион вписан во вселенную. Командует им Цезарь — очень умный, хитрый и эрудированный стратег, объединивший сотни дикарских племен в сплоченную военную машину. Он считает, что НКР наступает на те же грабли, которые однажды уничтожили человечество. Продажных и лицемерных политиков Республики вообще называет не иначе как плутократами. А вот общество модели Римской Империи кажется ему идеальной точкой отсчета для возрождения цивилизации: минимум социальных пороков и деградации, максимум эффективности и службы на благо государства. Легион настолько сплочен и обучен, что практически без использования огнестрельного оружия повсюду надирает задницу трусливым воякам НКР. Мистер Хаус же — самый интересный персонаж в игре. Во избежание спойлеров не будем много о нем рассказывать, но именно Хаусу уцелевший после ядерной войны Вегас обязан своим целехоньким видом.
Подытожим: есть стратегический объект, обеспечивающий владельца самым ценным на Пустошах ресурсом — электричеством. За контроль над ним борются три фракции, и у каждой имеются свои планы на будущее Нью-Вегаса. Вопросов к происходящему не возникает.
Теперь посмотрим на четвертую Fallout. Там есть, например, Институт — таинственный подземный бункер с учеными, которые замещают людей в постъядерном Бостоне синтетическими копиями. Зачем? Четкого ответа игра вам не даст.
Идем дальше. Не будем даже задаваться вопросом, почему из затворников, собирающих довоенные технологии, Братство Стали превратилось в Четвертый Рейх. Более важно то, что местный Гитлер, Артур Мэксон, хочет уничтожить Институт и всех синтов. С Институтом понятно — сумасшедшие ученые, которые сами не зная зачем плодят синтетических людей, мало кому понравятся. А вот причина ненависти к синтам остается совершенно неясной. Доходит до абсурда: однажды выяснится, что один из лучших паладинов Братства на самом деле синт. И никто не заметил подмены — копия этого человека оказалась совершенно неотличимой от него самого. Настолько неотличимой, что даже те, кто бок о бок служил с ним несколько лет, не почуяли подвоха. Не повод ли это задуматься, что синты мало чем отличаются от людей? Нет, наш сэр Гитлер мгновенно возненавидит этого отвратительного урода.
Но трофей за самую необоснованную мотивацию без вопросов забирает «Подземка». Это местные партизаны, которые тоже ненавидят Институт. Но по другой причине: они считают, что синтетические люди имеют право на свободу. Поэтому они всю свою жизнь посвятили… Освобождению синтов. Вдумайтесь еще раз: в постъядерном мире, где люди убивают друг друга за бутылку воды или новую пару сапог, где большой удачей считается выспаться и не остаться голодным, где твоя жизнь каждую секунду находится в опасности, огромная группа людей решила заняться освобождением роботов. Освобождением. Роботов.
Мотивация всех трех сторон конфликта — под вопросом. Не говоря уже о том, что подобная моральная дилемма — весьма заезженный сюжетный штамп.
Во-вторых, «тот самый Fallout» — это хорошо функционирующая ролевая система. В New Vegas все ваши навыки, в которые вы вкладываете очки при повышении уровня, находят множество применений в игре. Приготовьтесь к самым неожиданным «скилл чекам»! Можно срубить пару лишних крышек за починку чьего-то радио, если персонаж умеет ремонтировать вещи, или еще больше — если вдобавок красиво болтает. А в заброшенном убежище можно значительно сэкономить свое время, починив сломанный лифт. Если прокачали скрытность — сможете пронести в казино оружие, которое обычно отбирают на входе. Кстати, хорошо стреляете из огнестрела? Докажите это сварливому торгашу — иначе он не станет у вас ничего покупать. А может, вы решили плюнуть на возню с патронами и решаете конфликты, разбивая морды кастетом? Отлично! Просто продемонстрируйте свой навык, и лучшие кулачные бойцы Мохаве научат вас новым и очень крутым приемам.
Некоторые проверки навыков вообще замечаешь лишь при пятом прохождении: робот на секретной фабрике попросит вас сообщить пароль или показать пропуск, который довольно сложно добыть. Если пропуска нет — сработает защитная система. Но есть и другой путь: у персонажей с удачей в семь появится новая реплика — «Мороженое». Кстати, что еще забавнее, у персонажей с интеллектом «один» или «два» она тоже появится — да и вообще беседовать с людьми тупым героем очень и очень весело. Ну и даже не будем особенно распыляться на то, что с прокачанным красноречием каждый второй квест можно пройти облегченным путем.
А что там было в Fallout 4? Ну, вроде как-то попросили три интеллекта, чтобы приборную панель починить. А особенно забавно работает система убеждения: даже если ваш персонаж — омерзительный выродок с единицей харизмы, просто наденьте костюм получше, выпейте пивка и закиньтесь таблеткой! Ни один обитатель Пустошей не устоит перед чарами такого красавца.
Наконец, в-третьих, никакого «того самого Фоллаута» не получится без глубоких диалогов. Это неотъемлемая часть любой хорошей ролевой игры — иначе попросту нельзя будет поверить в происходящее и проникнуться картинкой на экране. Разговоры с персонажами — очень хороший инструмент для подачи истории. И New Vegas готова очень долго разговаривать с игроком, было бы у того желание. Важные сюжетные «неписи» постараются всеми способами донести и обосновать свою точку зрения на происходящий конфликт. Сторонние — расскажут очередную историю, раскрывающую быт постъядерной Невады. А у каждого из возможных спутников главного героя за плечами целая жизнь! Но раскрывать все карты сразу никто не будет: сначала нужно завоевать доверие, наматывая с ними километраж по Мохаве. Кстати, именно из New Vegas в четвертую Fallout и перекочевали личные квесты спутников. Bethesda вообще любит художественные заимствования — фанаты серии наверняка отметили, как детище Obsidian повлияло на «четверку». К сожалению, не так, как хотелось бы.
Конечно, в эти три пункта формулу «того самого Fallout» не уложишь. Но тем не менее, именно они делают продукты от Bethesda и отцов франшизы такими разными. И это вовсе не значит, что третья и четвертая части Fallout — плохие игры. Просто это плохие «Фоллауты». Справедливости ради стоит отметить, что Bethesda, наверное, лучше всех в индустрии делает интерьеры и хорошо умеет рассказывать истории не диалогами, а при помощи окружения. Спору нет, что Fallout 4 — очень интересная игра для эксплоринга и даже неплохой шутер. Но без сопутствующей глубины мира и сценария и внятной ролевой системы она остается одноразовым аттракционом. Такая игра очень быстро забывается. Да и возвращаться к ней не хочется, ведь практически все, что она может предложить, было показано в одном-единственном прохождении. В итоге получается очень красивая, высокобюджетная и качественная пустышка.
Увидим ли мы когда-нибудь еще один «тот самый Fallout»? New Vegas очень неплохо продалась — игроки купили 12 миллионов копий по всему миру. А вот Fallout 4 разошлась таким же тиражом в день запуска. В целом продажи игры от Bethesda оказались в два с лишним раза лучше, чем у игры от отцов серии. За последние пару десятков лет индустрия превратилась в огромный рынок, на котором продаются уже не игры, а медиа-продукты. Чтобы игра хорошо продалась, она должна понравиться как можно большему числу людей. А вникать в тонкости придуманного мира и уж тем более читать тонны текста современный юзер не любит — ему чем проще, тем лучше. И Fallout 4 отлично соответствует этим запросам.
Почему Fallout
Некоторые события и моменты уже стираются из памяти, поэтому с уверенностью назвать, например, год, когда я начал играть в Fallout 2, я уже не могу. Я даже не уверен, что это была зима 98/99.
Суть в том, что Baldur’s Gate точно был раньше. До этого я не так много и часто играл в рпг, ну конечно не считая Diablo, а тут увлекся. В Baldur’s Gate мне нравилось всё – изометрия, размеры фигурок, домики и то, что в них можно было заходить, умный бой (по сравнению с Diablo) – то есть тактика и все такое, огромное количество самых разнообразных локаций (очень красивых), общая атмосфера реальности (множество диалогов, множество людей, очень качественный звук) ну и так далее. Правда, что тогда, что впоследствии, меня совершенно не трогали слишком длинные и запутанные легенды, но и без этого играть можно было в свое удовольствие.
Почему сначала был Fallout 2? Я не знаю. про первую часть, так уж получилось, я не знал, а про вторую мне рассказал чувак из моей группы в технаре, причем был сильно удивлен тем, что я не играл в первую. Он мне и подогнал на следующий день диск с переводом от Левой Корпорации. Эта локализация до сих пор является единственной, которую я могу пройти до конца, с остальными такой фокус не получается и играть в них скучно без привычных названий и вообще слов.
Помню, сначала меня удивил вступительный ролик, который действительно выглядел круто, а еще там играл Аукцыон. Вообще там 3 ролика перед началом игры и все они крутые, сразу как-то настраивают на определенную частоту. Знаю, многих это бесит, но наши действительно круто подобрали звук для этого видеоряда – Аукцион, Терминатор и Chemical Brothers звучат там в тему, ну конечно если это было ваше первое знакомство с игрой.
При первой попытке поиграть я выпотрошил несколько муравьев и скорпионов, а потом натолкнулся на дверь (вторая дверь в храме), которую не смог взломать, просто потому что не знал как переключать действия, а нажать F1 мне не хватало интеллекта. Игру я выключил и переключился на что-то другое.
Потом в техникуме я высказал своему приятелю, что я думаю о Фалаут – игра скучная, какой-то тупой храм, мне не интересно. В ответ он мне рассказал про кучу оружия, автоматы и все такое, которое появится чуть позже. Это меня мотивировало на повторный запуск игры.
Пришлось играть. Наловчившись переключаться на взлом, установку ловушек и другие интересные действия, игра пошла. Не пошла – полетела! Я был полностью внутри этого мира. Не отвлекался на всякие околоигровые вещи, не ходил на форумы и сайты по игре, просто играл. Жаль, никак нельзя узнать характеристики моего первого созданного персонажа – думаю, это был редкостный уродец, корявый во всех смыслах, но удовольствие от игры это не испортило.
Игра была пройдена, мне очень понравилось. И тут меня накрыло. Дело в том, что когда я уже начал играть всерьез, заходившие ко мне друзья заинтересовались этой темой и по крайней мере трое из них тоже начали играть. И вот, делясь впечатлениями от игры, мы внезапно осознали, что каждый играл в свою игру, с тысячью ньюансов и отличий. Кто-то застрял в каком-то моменте и спрашивал, как пройти дальше и ему немедленно советовали 2 или 3 разных способа решения проблемы. Так до нас дошло, что в игре зарыто гораздо больше, чем можно увидеть, пройдя ее один раз. Я решил играть снова. И так несколько раз.
В дальнейшем я периодически возвращался к ней, а также прикупил оба диска, вторую часть от ЛК и первую от Фаргуса. Раньше мне говорили, что первая игра абсолютно такая же, но я почему-то думал, что графика и все остальное в ней все равно немного хуже, поэтому не спешил играть. Какой же был кайф, когда оказалось, что там все абсолютно идентичное. Первая часть была немедленно пройдена, открылось очень много вещей, которые я не понимал или не совсем понимал, играя в сиквел – в основном это касалось мутантов, вируса, Мастера и всего такого, короче, историй о том, как все началось.
Правда, привычно кинувшись перепроходить Fallout, я там не обнаружил той глубины и разнообразия сюжета, как в Fallout 2, наверное поэтому я не могу назвать первую часть лучшей. Запомнился эпизод в самом конце, когда комп на базе глючил и я не мог закончить игру. В отчаянии я кинулся звонить друзьям и узнал, что это фаргусовый глюк. Однако игру я все-таки закончил, догадавшись рвануть динамит и. это было просто гениально.
Потом были другие игры. Ну и пошли разговоры про Тактикс. Больше всего меня беспокоил вопрос, пойдет ли он на моем компе. Опять-таки, в истерии я не участвовал, интернета у меня в сегодняшнем понимании не было и общался я только со знакомыми геймерами, да с персоналом магазина – вот и все комьюнити на тот момент. Потом Тактикс купил один из моих друзей и, посетовал на легкие тормоза, вручил диски мне.
Тактикс мне понравился. Я не был специалистом по РПГ, да и сейчас таковым не являюсь. В игре было все, что было в первых двух частях, просто уклон был в другую сторону, слегка. Ну и вообще, было очень интересно играть, хотя я и заметил, что все-таки удовольствие от прохождения Тактикса было несколько иного плана. Тем не менее, игра была пройдена и заняла достойное место в моих воспоминаниях.
Потом опять были другие игры. Ну и Фалауты конечно, куда без них.
Редкие выходы в интернет натолкнули меня на интересный документ, “Наиболее полное решение игры Fallout 2” от Русской Базы Анклава. Прочитав его, а точнее, начав его читать, меня посетила та же мысль, которая пришла мне в голову, когда мы с друзьями обсуждали прохождение игры. Я столько всего пропустил. И осознание того, что все-таки есть игры, есть очень хорошие, даже гениальные игры. И есть ИГРЫ, ну по-другому и не скажешь. Бездонный колодец, черпать не перечерпать. Я опять засел за игру, теперь уже больше уделяя внимания созданию персонажа и поиску нестандартных решений. Я пытался смотреть на уже привычные диалоги и сюжетные ходы по-новому. Я находил все новые и новые, зарытые глубоко, сюжетные повороты и просто маленькие отличия. Это было круто.
Потом было время, когда периодически возникали новости и слухи про Fallout 3. Ничего не помню конкретного, кроме того, что игру все очень ждали и хотели, в том числе и я.
Потом все было кончено. Fallout 3 отменили, все разработчики разбежались, студия умерла, интерплей умер, сказка под названием “Новая игра, где все то же самое, но больше и лучше” оборвалась, не окончившись. Осталось только играть в старые игры, ностальгировать, обсуждать и исследовать игровой мир, писать фанфики и – в общем делать все то, что делают фанаты. Где-то в 2005 я начал писать супермегаполное прохождение Fallout 2, но потом забросил.
Случайно мне довелось посмотреть и поиграть в Fallout для Sony PS, но фанатизма и интереса к вселенной не хватило для того, чтобы осилить эту игрушку. Вроде там были коридоры и игра напоминала Diablo, хотя некоторые отсылки к оригиналам все же порадовали, но играть было откровенно неинтересно.
Потом права купила Bethesda и я начал ждать, чего они там сделают. Точнее, мне было интересно. Всеобщему настроению “о боже, они сделают морровинд с пушками” я не поддался, ибо внутренний голос тут же ответил “хэй, а что плохого, собственно, в морровинде с пушками?” и я решил особо не интересоваться ходом разработки, тем более что парни вовсю трудились над Обливионом и было ясно, что игра выйдет не скоро. Зато появилось ощущение, что игра попала в хорошие руки (опять-таки, хоть я и пишу тут, что особо не лез в обсуждения, но некоторые былинные споры просто лежали там, куда я заходил и не читать их было невозможно). Я чувствовал, что Bethesda задумала сделать реально крутую игру, не просто купила название, чтобы по-быстрому слепить нечто похожее на продолжение и выкинуть на прилавок, чтобы срубить бабла и поставить точку на вселенной.
Новости появлялись, сначала редко, потом все чаще. Большинство из них я пропускал мимо ушей, интервью сквозили фанатским “фи”, поэтому я смотрел скриншоты и арт, а потом и ролики.
Потом российские издатели осилили перевод Fallout 2 и я конечно купил игру. Впрочем, не играл в нее, запустив один раз. Помню, насмешило, что к этой локализации потом выходили патчи. то же самое могу сказать и про Fallout, тоже отдал долг Родине в размере 120 рублей, особенно не интересуясь продуктом.
Ну и наконец вышла третья часть. О ней я много писал на форуме, но на самом деле я все-таки не так долго в нее играл и честно говоря не могу сформировать окончательное мнение. Наверное, это все-таки однозначно говорит о том, что игра неуютно себя чувствует на третьем месте в хит-параде Фалаутов и в этом ее значимость для меня похожа на Тактикс. Наверное, так оно и останется. Да и собственно зачем пытаться все расставить по местам, когда можно просто играть. Или не играть. Но я обязательно еще поиграю в Fallout 3, там очень уютно, в пустоши.