Наши “Звездные войны”
Сегодня праздник – День “Звездных войн” (Star Wars Day) (16 фото + 1 видео)
Первый фильм киносаги вышел в прокат 25 мая 1977 года.
Следует, правда оговориться, что 4 мая 1979 года, когда первому фильму киносаги уже исполнилось почти два года, в английских новостях избранная премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер была поприветствована сторонниками по партии именно этой фразой: «Да пребудет с тобой 4 мая, Мэгги. Поздравляем».
Знаменитая фраза напутствия джедаев «Да пребудет с тобой Сила» пишется по-английски: «May the force be with you». Кто-то из поклонников фильма, явно не обделённый чувством юмора, обыграл однажды эту фразу как «Да пребудет с тобой четвёртое мая», делая упор на то, что английское слово «May» можно перевести как название месяца, а слово «force» (сила) заменив словом «fourth» (четвёртый).
Возник этот праздник из-за курьёзной игры слов. В английском языке много слов, которые и пишутся по-разному, и значение имеют разное, но особенности их произношения таковы, что звучат они практически одинаково. В этом и курьёз.
Первый же фильм киносаги вышел в прокат 25 мая 1977 года. Кстати, в СССР впервые он официально был показан в двух кинотеатрах в 1988 году в рамках «Дней кино США в СССР». В 2007 году к 20-летию выхода в свет первого фильма «Звёздные войны. Новая надежда» в Лос-Анджелесе Днём Звёздных войн было объявлено 25 мая. Но у поклонников более популярна дата 4 мая.
Первое массовое празднование Дня Звездных войн было проведено в 2011 году в Торонто (Канада), сопровождавшееся костюмированным шествием, видео и шоу-программой. С тех пор праздник организуется ежегодно, а его распространению помогает, в том числе, и активность в социальных сетях.
4 мая поклонники «Звездных войн» смотрят свою любимую киноэпопею, устраивают костюмированные шоу и флешмобы, читают журналы и комиксы, посвященные героям саги, играют в компьютерные игры. Ведь сегодня «Звёздные войны» – это не только сам фильм, состоящий из нескольких «серий», а ещё – мультфильм, комиксы, компьютерные игры, игрушки, вещи с изображением героев и т.д.
Хочется поздравить всех поклонников киносаги с Днём Звёздных войн: Да пребудет с вами Сила! Особенно 4 мая!
«Звёздные во́йны» (англ. Star Wars, МФА: [stɑːɹ wɔːɹz]) — киноэпопея в жанре космическая опера, включающая в себя 11 художественных фильмов (9 эпизодов основной саги, 2 фильма «историй»), а также анимационные сериалы, мультфильмы, телефильмы, книги, комиксы, видеоигры, игрушки и прочие произведения, созданные в рамках единой фантастической вселенной «Звёздных войн», задуманной и реализованной американским режиссёром Джорджем Лукасом в конце 1970-х годов и позднее расширенной.
«Звёздные войны» занимают второе место в истории по общим кассовым сборам среди всех кинофраншиз, уступая только серии фильмов вселенной Marvel. В 2020 году общая стоимость франшизы «Звездных войн» оценивалась в 70 миллиардов долларов США и она является одной из самых кассовых медиафраншиз за всю историю.
На декабрь 2019 года в кинематографический цикл «Звёздные войны» входят девять фильмов-эпизодов, два спин-оффа и один полнометражный мультфильм. Сага снималась в три больших этапа: сначала эпизоды IV—VI (оригинальная трилогия), затем эпизоды I—III (трилогия-приквел) и, наконец, эпизоды VII—IX (трилогия-сиквел).
5 и 6 мая
День «Звёздных войн» стал настолько популярным, что следующий день, 5 мая, в шутку стали называть «Месть Пятого» (англ. Revenge of the Fifth) — в честь III эпизода саги, носящего название «Месть ситхов» (англ. Revenge of the Sith). Последнее слово из названия сходно с англ. fifth — «пятый», на чём и построен каламбур. В этот день фанаты саги переходят на тёмную сторону Силы и чествуют Владык ситхов и других анти-героев из вселенной «Звёздных войн». Также существует интерпретация, по которой День реванша празднуется 6 мая и называется «Днём реванша Шестого» (англ. Revenge of the Sixth), так как английское слово Sith похоже как на fifth («пятый»), так и на sixth («шестой»).
25 мая.
Городской совет Лос-Анджелеса в 2007 году объявил 25 мая «днём „Звёздных войн“» в честь годовщины выхода первого фильма саги, «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда», — 25 мая 1977 года. В тот же день и в честь того же события празднуется Geek Pride Day (англ.) русск. — день гик-культуры, который в США отмечается с 2008 года, но не ограничивается только вселенной «Звёздных войн», а включает также «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса и «Плоский мир» Терри Пратчетта.
Добавлено с Википедия.
В порядке каком сагу «Звездные войны» смотреть
Космической саге Джорджа Лукаса скоро 43 года, 25 мая 1977 года на экраны вышел фильм « Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда ». И все это время фанатов цикла хлебом не корми, дай поспорить. Темы могут быть любыми, от «кто стрелял первым» до «в какой очередности смотреть «Звездные войны». Редакция не берется поставить точку в последнем споре, но собрала для вас все возможные «правильные» способы.
В конце концов, первым Лукас снял « Эпизод 4 — Новая надежда ». Начинаем с него, дальше идем по календарю релизов и смотрим « Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар », « Эпизод 6 — Возвращение Джедая » и три приквела: « Эпизод 1 — Скрытая угроза », « Эпизод 2 — Атака клонов » и « Эпизод 3 — Месть Ситхов ». Именно так задумал автор. Дальше возникают сложности с эпизодами от Disney, потому что там совсем чехарда в хронологии событий. Но если вы выбрали календарный путь, не сворачивайте. Вы разберетесь, мы верим. Тем более, что именно так смотрят эпизоды люди, которые присоединились к саге еще в 1977 году, а в 2019-м познакомились с милейшим «мини-Йодой» из нового сериала «Мандалорец».
2. Сюжетная хронология
Если выстроить все фильмы в порядке, составляющем сюжетную линию, то получится следующее: 1, 2, 3, « Изгой-один », 4, 5, 6, «Мандалорец», « Пробуждение силы », « Последние джедаи », « Звездные Войны: Скайуокер. Восход ». Но тогда вам придется сначала познакомиться с Джа-Джа Бинксом, и по пути до самых лучших частей вы можете сильно утомиться. Этот способ скорее для пересматривающих сагу.
3. Порядок Мачете
Сначала четвертый и пятый эпизоды, потом второй и третий как приквел, потом шестой. Первый эпизод выкидываем, он для детей. От такого порядка повышается драматизм общей сюжетной линии и многое становится понятнее. Например, о чем последние кадры шестого эпизода — где Йода, Энакин и Оби Ван светятся. История, рассказанная в таком порядке, сосредотачивается на Люке Скайуокере и помогает понять переживаемую им драму.
Этот порядок, впервые опубликованный на сайте «не жонглируйте мачете точка ком», был составлен до появления эпизодов, снятых Disney, и его поклонники считают, что все остальное нужно рассматривать просто как дополнение к основе. Они составили для дополнения два отдельных списка.
Отдельным, третьим списком, идут все остальные фильмы вселенной: « Изгой-один », « Войны клонов », « Эпизод 1 — Скрытая угроза », « Звездные войны: Повстанцы », « Хан Соло: Звёздные Войны. Истории », «Мандалорец» и так далее в любом угодном вам порядке.
Что думали о «Звёздных войнах» в Советском Союзе
Впервые я посмотрел «Звездные войны» ранней зимой 1988 года — в полулегальном видеосалоне. За вход там брали рубль, что примерно равнялось стоимости полного обеда (с так называемым «мясным» салатом) в институтской «столовке». Сначала страждущим показали «Возвращение джедая», потом, через пару недель, «Новую надежду». Эпизод «Империя наносит ответный удар» в то время мне увидеть не довелось. На широком экране я посмотрел всю трилогию в августе 1991 года, как раз в дни путча, когда проводил каникулы в Мурманске: шел по проспекту Ленина и увидел рекламу, после чего на шесть часов погрузился в феерическое зрелище.
Я не скажу, что являюсь большим поклонником «Звездных войн», но, конечно, осознаю и признаю вклад кинотрилогии Лукаса в мировую культуру, в том числе и советскую/российскую. Тем интереснее поглядеть, как кинотрилогию интерпретировали в советской публицистике, когда «Звездные войны» еще не были доступны для просмотра. Привожу несколько цитат из книг тех лет (расставил не произвольно, а с некоторым внутренним смыслом; выделил жирным самые забавные места; орфография и грамматика соответствуют оригиналу). Сохраним их для истории.
Авдуевский В.С., Рудев А. И.
«Звездные войны» — безумие и преступление (1986)
Предложенная программа милитаризации космоса — «стратегическая оборонная инициатива» (СОИ) получила известность как программа «звездных войн» по аналогии с названием трехсерийной киноленты Джорджа Лукаса, повествующей о космических баталиях землян со злыми обитателями некоей планеты Джедай. (стр. 78–79)
Разлогов К.Э. Конвейер грез и психологическая война. Кино и общественно-политическая борьба на Западе 70-80-е годы. (1986)
с.50
«Возвращение Джедай» — третий фильм из цикла «Звездные войны» — вышел на экраны в 1983 году. Выкрутасы приключенческого сюжета, легендарно-сказочные мотивы, мелодраматическая любовная интрига искусно маскировали зловещую сущность антикоммунистических планов милитаризации космоса.
с.54-55
Таков экономический механизм «боевика», вызвавшего весьма противоречивую реакцию в мире: от провозглашения фильма «пропагандой милитаризма» до утверждения его «революционной», чуть ли не антиимпериалистической направленности. Наиболее трезвые комментаторы недоумевали, как этот, по существу, детский кинокомикс мог привлечь к себе такое внимание не только массовой аудитории, но и критики. Ведь по своему непосредственному содержанию история противостояния героев мрачной «черной звезды», поединки на лазерных мечах и поддерживающие то порок, то добродетель сверхъестественные силы не менее условны, чем образы традиционных волшебных сказок.
Однако вовсе не исключено, что на Западе в условиях антикоммунистической истерии «черная звезда», местонахождение которой однозначно определено вступительным титром: «Давным-давно в далекой галактике», может представляться массовой аудитории как центр «мирового коммунизма» — «империи зла», по известной формулировке президента США. Такая трактовка получает поддержку в телевизионной продукции и кинолентах, где в сходных космических приключениях злодеями впрямую выступают «агенты КГБ», а защитниками «невинности» — стопроцентные американцы из ЦРУ.
Что же касается «Звездных войн», то именно идеологическая немаркированность противоборствующих сил на экране гарантирует максимальную широту аудитории, в том числе и по экспортным каналам, а это, в свою очередь, делает не только возможным, но и вполне вероятным появление полярных по своей сути интерпретаций.
Далее вступает в силу «обратная связь»: с нарастанием антисоветизма в последующих картинах цикла возникает все больше актуальных «намеков», а перспектива милитаризации космоса узурпирует наименование «звездные войны», что, как не без оснований отмечали многие наблюдатели, приводит к облегченному — по типу «комикса» — восприятию массовым сознанием весьма зловещих по своей сути планов Пентагона.
Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. (1985)
с.298-300
Все же потребовалось почти десятилетие, прежде чем высокопрофессиональный американский режиссер Джордж Лукас смог положить начало пресловутому сериалу «Звездные войны» (1977), «Империя наносит ответный удар» (1980) и «Возвращение Джедая» (1983). Лукас действительно положил только начало этой трилогии, так как на постановку двух последующих фильмов он пригласил других режиссеров, оставив за собой общее художественное руководство.
Эффектные с технической точки зрения, эти супербоевики по содержанию представляют собой сказку приключений, но политизированную и при всей ее кажущейся наивности с тенденциозной моралью и подтекстом.
…Где-то в далекой галактике на смену прекрасной Республике приходит тираническая Империя во главе с деспотом Дартом Вейдером. В движении Сопротивления активное участие принимает принцесса Лейя Органа. Она пытается бежать на другую планету, похитив планы создания нового страшного оружия Империи — Звезды Смерти, но попадает в плен. «Операцией» по ее освобождению руководят бывший республиканский лидер Кеноби, который в дальнейшем гибнет в поединке на лучевых мечах с Вейдером, и молодой отважный рыцарь Лук Скайуокер («Небесный странник»). Им помогают бесстрашный ас Хэно Соло, огромная обезьяна с человеческим разумом Чьюбак, позолоченный человекообразный робот Си-Трипио и робот-«технарь» Арту-Дету. Вдали от Империи, на планете Татуин, они собирают могучие силы с армадой межпланетных кораблей и, победив в ожесточенном сражении, триумфально освобождают принцессу. После этого битвы с переменным успехом следуют почти непрерывно. Во всех сериях поочередно возникают фантастические животные, кошмарные чудища, полчища облаченных в устрашающие доспехи воинов на фоне помпезных декораций, кудесники, живые мумии. Есть и «космические мафиози», и мудрые гномы с шестью причудливыми пальцами на руках и ослиными ушами на головах, обладающие магической силой мыслью поднимать из болот засосанные тиной межпланетные корабли. Такой же мистической силой владели Кеноби и Вейдер, ей обучается Лук Скайуокер, а все персонажи вместо приветствия произносят как заклинание: «Да не оставит вас сила!»
Чисто зрелищные атрибуты призваны возбуждать любопытство зрителей. Они представляют собой как бы рамку, обрамляющую простенький сюжет, который строится на примитивной (значит, общедоступной) символике. Отпетые негодяи и сверхблагородные храбрецы, схватки и погони, спасения в последний момент перед, казалось, неизбежной гибелью, неустанная борьба добра со злом, преклонение перед силой напоминают стереотипы вестерна, возведенные в космические масштабы (не случайно сам Джордж Лукас окрестил свое творение «вестерном будущего»). И не беда, что мустанги здесь заменены космолетами, а кольты — лазерным оружием. Тем более впечатляющ традиционный хэппи энд: империя зла уничтожена, добро торжествует.
Вся эта «атавистическая фантазия», как не без ехидства подметил английский критик Ричард Комбс после выхода на экран еще первой серии, и особенно «триумф Воли в финальной победе, созвучны идеям заправил правых республиканцев» в современных США.
Нет надобности говорить здесь о прочих кинематографических и телевизионных «космических вестернах»: если они чем-либо и отличаются от приведенного примера, то чаще всего во всех смыслах лишь в худшую сторону.
Гаков Вл. Четыре путешествия на машине времени. Научная фантастика и ее предвидения (1983)
Сколько всего написали о фильме «Звездные войны» режиссера Джорджа Лукаса! Фильм обвиняли в пропаганде жестокости и насилия, а приглядевшись, сообразили, что страсти кипят вокруг самой что ни на есть детской сказки. В которой эдакий Джонушка-дурачок, освобождает принцессу — защитницу угнетенных из лап злодея-Кощея; а помогает молодой паре совсем уж типичный добрый волшебник. Даже начинается эта нехитрая, но виртуозно поставленная киносказка ключевыми словами, почему-то незамеченными: «Давным-давно, в очень далекой галактике…»
В «Звездных войнах» постоянно сражаются, и арсенал оружия широк: от лазерных мечей до ручных аннигиляторов-бластеров да зловещей «Звезды Смерти» — искусственной планеты-базы, способной уничтожить целые миры!
Однако именно в этой эклектике и скрыта доля иронии, и жестокость в фильме кажущаяся. Это «жестокость» детских игр с падением замертво понарошку, игр, в которых «наши» всегда побеждают «не наших». Самозабвенно рубятся на лазерных мечах герои Лукаса, заходят в боевые «пике» эскадрильи космических истребителей, удирает от погони лихой контрабандист Хан Соло со своим неразлучным другом — обезьяноподобным Чубаккой, увешанным патронташами (разве что не лентой от «максима»!) А смотришь это и вспоминаешь читаные-перечитаные «Три мушкетера». Там тоже дрались отчаянно и трупов было вволю, но никто же не обвинит французского писателя в пропаганде насилия!
Одна такая бесхитростная сказка — это еще полбеды. Страшнее другие книги и фильмы, страшит само их число. Ведь в сознании теперь уже сотен миллионов (кино!) утверждается непреходящий образ человека-c-оружием, еще уместный в историческом повествовании, но пугающий в рассказах о будущем.
Словно детская игра: плоская бумажная фигурка мальчика или девочки, которых можно «одевать» в вырезанные по специальным трафаретам наряды. Вот и фантастика обзавелась своим трафаретом: человек-с-оружием. А одевать его можно и в доспехи, и в защитный китель, и в скафандр с шевронами звездного флота. И вложить в руки то копье, а то и какой-нибудь «дезинтегратор».
Социальный опыт диктует западным писателям только такой образ человека, для него животная агрессивность — качество неизменное, имманентное; оно было, есть и пребудет во веки веков. Но как тут не воспитывать читателей в аналогичных представлениях? Замкнутый круг…