Мое кунг-фу сильнее твоего кунг-фу!
“Мое кунг-фу сильнее твоего”: лучшие кинодраки
Разумеется, больше всего драк можно найти в фильмах о восточных единоборствах, которые выходили в 70-х годах в настолько невероятном количестве, что превратились в отдельный жанр. Легендарный Брюс Ли за всю свою недолгую жизнь (он умер при загадочных обстоятельствах в 32 года) прошел, наверное, через тысячи драк, однако кинолюбители с особой теплотой относятся к его поединку с Чаком Норрисом в одном из последних своих фильмов “Путь дракона”.
Это сейчас Чак Норрис стал мемом, авторы которого наделили его божественными качествами и нечеловеческими способностями, а тогда Брюс Ли здорово его взгрел. Причем сама сцена выглядит довольно смешно – из-за неуместно наезжающей камеры, попыток Ли вырвать из груди Норриса клок волос и, самое главное – за всем этим наблюдает милый маленький котенок. Тем не менее, в этом историческом поединке герой Чака Норриса был повержен, да что там – убит.
Старые поклонники “Звездных войн”, для которых эта франшиза сродни религии, обычно очень недовольны новыми эпизодами, снятыми в 1990-2000-х. Но даже самые ортодоксальные фанаты не остались равнодушными в тот короткий промежуток времени, когда друг с другом на световых мечах сражались коварный Граф Дуку, сыгранный актером-рекордсменом (290 ролей) Кристофером Ли, и мудрейший из джедаев магистр Йода.
Будучи маленьким стареньким зеленым инопланетянином неизвестного происхождения, Йода, которого журнал Empire поместил на 25-е место среди лучших киноперсонажей всех времен, поражал зрителей как своей безграничной мудростью, так и невыносимой инверсий в порядке слов (“Отпустить ты должен скорее все то, что ты потерять боишься”!). Но когда это маленькое существо с редкими седыми волосами на голове аккуратно откладывает в стороны клюку и достает световой меч, он внезапно превращается в невероятно прыгучую боевую машину. К сожалению, ненадолго – потерявший самообладание граф решает оставить бой незавершенным.
Какой мультфильм вы бы назвали самым недетским? Конечно, в очень многих из них имеют место излишние проявления сексуальности или плоский юмор. Однако ни одна анимационная картина не ложится так тяжело на детские умы, как “Король-Лев”: смерть Муфасы настолько поразила автора этой статьи, что он, будучи семилетним ребенком, долгое время отказывался продолжать просмотр. И зря, ведь тогда он бы не увидел выдающуюся баталию львов против гиен, а главное, возмужавшего льва Симбы против своего убийцы-дяди Шрама. Несмотря на то, что в мультике главные действующие лица – животные, а не люди, столько мести, подлости и насилия не в каждом взрослом кино найдешь. Впрочем, главное, что добро победило – пусть и при помощи когтистой лапы.
В монументальном “Убить Билла” Тарантино драк тоже было предостаточно. Многие киноманы капали слюной от удовольствия, наблюдая, как героиня Умы Турман Беатрикс одна противостоит банде “88 бешеных”, или во время финальной схватки с Биллом – молниеносной и хлесткой, как удар кнута. Но в топах лучших боевых эпизодах на одной из верхних строчек будет красоваться другая сцена: смертельный поединок ненавидящих до глубины души друг друга Беатрикс и главной подручной Билла Элль Драйвер, блестяще сыгранной Дэрил Ханной. Все в этой сцене – от невозможности обнажить мечи в маленьком тесном доме на колесах до неожиданной для многих кульминации с вырванным глазом – выверено идеально. Тарантино слишком любит кино, чтобы не делать его культовым.
Первоклассных драк хватает и в совсем новых фильмах. “Форсаж – 5” вышел всего пару лет назад, и после трех провальных частей серия зажила новой жизнью. Во многом благодарить за это стоит тех ребят, которые уговорили Дуэйна “Скалу” Джонсона сыграть одну из ролей, и сценаристов, который вписали в сюжет его драку с Вином Дизелем. Когда два из трех главных героев современных боевиков меряются силами в жестком контактном бою, на наших глазах творится история жанра. Возможно, “Форсаж 6”, который выйдет на российские экраны 23 мая, будет еще круче – помимо Дизеля и Джонсона, туда пригласили третьего – и, возможно, последнего – главного героя современных боевиков Джейсона Стэйтема.
Американский так называемый “туалетный” юмор у нас обычно не в чести, и мало кто знает, что стараниями актера Уилла Феррела и продюсера Джудда Апатоу США выпускают фильмы на грани юмора именно такой категории, сдабривая все это сюром, который выводит шутки совершенно на другой уровень. И сцена, о которой пойдет речь, может восприниматься одновременно как одна из самых смешных в истории, как одна из самых лучших боевых сцен в истории, а по мнению автора статьи – как одна из лучших сцен в кинематографе.
В комедии “Телеведущий” телеканалы соперничают друг с другом и борются за рейтинги не на жизнь, а на смерть. В какой-то момент напряжение достигает предела, и это перерастает в кровавую битву телеведущих. Корреспонденты пяти каналов – в костюмах и с прическами – достают откуда-то ножи и кастеты и начинают сражаться! Имеет место конная гвардия и метание трезубца со смертельным исходом, осуществленное героем Стива Каррела. А заканчивается все распитием легкого пива где-то в кулуарах телестудии.
Как вы думаете, что скрывает в себе видеоролик, набравший на данный момент более 10 миллионов просмотров на Youtube, который называется “Best fight scene ever” (“Лучшая сцена драки”)? Всего-навсего ломающая все ваши представления о логике драка из типичного гонконгского боевика второго класса, которые пулями вылетали из конвейеров в 90-е и в которых обычно снимались не актеры, а каратисты и инструктора по фитнесу. Фильм называется “Непокорная”, и одну из главных ролей в нем сыграла достаточно известная в узких кругах американская спортсменка Синтия Ротрок, которая с 13 лет давала всем прикурить в карате и других боевых искусств.
Впрочем, если ввести ее имя в поисковике, то вас поразит обилие откровенных фотосессий, в которых разведенная сейчас актриса достаточно эффектно демонстрировала свои формы, и по ходу развития карьеры делала это не раз. А сейчас она успешно преподает боевые искусства на голливудских киностудиях и владеет несколькими спортзалами. Но в этой сцене из “Непокорной” все начинается не с нее, а с двух мужчин, которые под невероятно тревожную музыку ведут настолько смешной бой, что хочется показать его всем своим друзьям. Обязательные атрибуты – обмазанное жиром тело, которое должно блестеть, демонстрируя мускулы, и замедленная съемка эпичного двойного удара по лицу. А тон всему задает эффектно облизанный злодеем (были ли это прописано в сценарии?) нож.
К сожалению, мы оставили за бортом многие культовые сцены – например, из боксерских фильмов, из боевиков со Шварценеггером, забыли про героев фильмов ужасов Фредди Крюгера и Джейосна Вурхиза, чьи дорожки однажды пересеклись. Если у вас есть свой любимый кинопоединок, обязательно поделитесь рассказом о нем с нами в комментариях.
Мое кунг-фу сильнее твоего кунг-фу!
Сейчас, ты знаешь, верно такой прогноз – заложен нос, беда, авитаминоз, что каждый разгребает родной занос, рыдает, нарывает из-под заноз. Такое время – сердце уже течет и пенится, и цвет у него кровав. Ну, это будто завтра уже зачет – а ты еще учебник не открывал. Как будто все готовы – а ты один, а ты грызешь науку, как сын бобра. Послушай, ну, не мучайся, мы сдадим, ведь ты везунчик, черт бы тебя побрал.
Чудак, ну, почему тебе каждый день – чтобы себя любимого обижать, у Бога миллиарды таких людей, ему ведь тоже хочется убежать, ему решать безвыходный этот квест, сушить на батарее твои носки, послушай, на себе ты поставил крест – так дай ему не вымереть от тоски, проснись с утра, зажмурься от теплоты, рассыпь вокруг горячее серебро, он рассмеется, видя, что счастлив ты. И будет гром. Неистовый майский гром.
А остальное, знаешь ли, пустяки, а ты идешь и птицы тебя зовут, а ты горишь, хохочешь, орешь стихи, в твоих ушах безумствует Азнавур, на темных ветках сказочная сурьма, а на щеках – румянец во весь размах, с тобою редко кто не сойдет с ума, о нем бы сочинения в трех томах. И пусть он смотрит будто на дурака, пусть кутается в замызганное пальто, а ты поешь – и мир у тебя в руках, слова не те, зато настроенье – то.
Судьба, похоже, знает, кого пинать, кому вставлять по самое не грусти, а ты пират, ты выскочка, ты пернат, ты светел головой и летуч в кости. Да блин горелый – лучше и не найти – и мягок, и улыбчив, и чуть суров, тебе еще ведь нету и тридцати – а ты умен, как тыща профессоров, , ты носишь непомерно большой рюкзак – иначе как-то слишком легко ходить, ты носишь свет на пальцах, огонь в глазах и облако, согретое на груди.
Тебе даются цифры и языки, ты море слов, ходячий набор цитат, и отпусти синицу-то из руки, ей тоже, знаешь, хочется полетать. И хватит, хватит, хватит себя жалеть, реветь в кулак и плюхаться на диван, ты столько раз использовал мой жилет, что я себе купила another one, такой красивый, желтый с отливом в синь и прежнего немножечко подлинней, мне даже как-то жалко его носить, но, думаю, нам хватит на пару дней.
bad typing. Пропечаталось не ахти. Не знаю даже, как и произнести.
Единственное, что хочется предложить, пускай в шестом не будет вселенских сил, давай-ка мы попробуем просто жить, смотри какой жилетик с отливом в синь. А под ногами дергается канат, ты морщишь морду, как шаловливый скунс. Смотри – зачетка отдана в деканат, а нашу жизнь продлили еще на курс.
Пиши – метровыми буквами на забор – чтоб всем бы феличита.
А ты не то что не выучил назубок – ты даже не прочитал.
Рецензия на фильм «Никогда не сдавайся»
Выходит фильм “Никогда не сдавайся” — воскрешение школьного карате-трэша 80-х, но без мистики и духовных энергий, оптимистическая драма о том, что высокого места в школьном аду можно добиться только кулаками.
Кадр из фильма “Никогда не сдавайся”
Мальчик с матерью и младшим братом переселяется в Орландо, штат Флорида, город мажоров. Сам он не мажор – отец его спьяну разбился насмерть, убитая горем мать работает и едва сводит концы с концами, так что у них даже тачки нет. У мальчика проблемы – ярость, разочарование и юношеские гормоны рвутся наружу, и он дерется, когда этого делать не надо. А в мажорской флоридской школе он обнаруживает полуподпольный файтклаб – мальчики так определяют альфа-самца. Он заранее стал звездой – кто-то снял на видео, как он дрался на футбольном матче, и выложил файл на Ютюб. Из-за этого ему пришлось драться с альфа-самцом, тот его побил, и жизнь его стала совсем тяжелой, пока он не встретил Учителя. Учитель научил его правильному кунг-фу, и наш герой выиграл в полуподпольном чемпионате по боям без правил, нокаутировав противника в почти безвыходной ситуации.
Ничего не напоминает? В меньшей степени «Не отступать и не сдаваться» /No Retreat, No Surrender/ (1985), в большей степени – “Парень-каратист” /Karate Kid, The/ (1984), с которым сюжет совпадает почти на 100%. Конечно, на дворе 21 век, и есть важнейшая тема, исследуемая в массе современных фильмов, включая «Монстро» /Cloverfield/ (2008) и, простите, «Дневники мертвецов» /Diary of the Dead/ (2007) Джорджа Ромеро – цивилизация очевидцев. Все бои снимаются на видео, ролики выкладываются на Ютюб, и если ты не боец, ты можешь подняться в школьной иерархии за счет большого количества кликов в видеоблоге. Но это, в общем, второстепенная линия, а главное – дерущиеся школьники и не вполне совершеннолетние блондинки в коротеньких юбочках – как и в “парне-каратисте”.
Кадр из фильма “Никогда не сдавайся”
Есть, однако, несколько важных различий. Во-первых, это не карате-трэш. В классических фильмах 80-х драки ставились с характерным барабанным хлопком во время удара, который автоматически присваивал фильму категорию “б”, так до сих пор делают в индийских и турецких боевиках. «Никогда не сдавайся» /Never Back Down/ (2008) снят лучшими каскадерами и операторами современного кино, камеру каким-то образом ухитряются засунуть в самую середину свалки, удары выглядят так, как будто их наносят зрителю, а классический нокаут с рапидом (губы развеваются по ветру, кровавые сопли красной нитью летят прямо на линзы) сделал бы честь лучшим боксерским фильмам.
Во-вторых, это, опять же, не карате-трэш. Тут нет кунг-фу, мистики, энергии ци, “карате у тебя в голове и в сердце, а не в кулаках”. Учитель – почти гениальный Джимон Хонсу, звезда «Амистада» /Amistad/ (1997) и «Гладиатора» /Gladiator/ (2000), учит борьбе “Миксфайт” – смеси карате, дзю-до, самбо и еще бог знает чего, с ударами руками и ногами, захватами, болевыми приемами… короче, запрещено выдавливать глаза и бить по яйцам, а в остальном – как душе угодно, до нокаута или сдачи противника. Создатели фильма специально уточняют – “у нас нет никакой мистики, миксфайт – очень практичный вид спорта” , поэтому тренировки и испытания, которым подвергает Героя Учитель – отжимание, бег, подъем по канату, игра в футбол тракторной покрышкой и спарринг, а не покраска забора и полировка пола, как в “Парне-каратисте”.
Кадр из фильма “Никогда не сдавайся”
При этом самое главное в фильм – не драки (хотя они действительно великолепны, натуралистичны до безобразия). Это фильм о школе. Если верить американскому кино, дети в Штатах не учатся. Они приходят в школу и с утра до ночи играют в какую-то чудовищную собачью стаю, борются за свое место в иерархии: альфа-самец, альфа-самка, помощники альфа-самца, тупое быдло, изгои, умные ботаны, без которых нельзя обойтись и чудики, в общество никак не вписанные. “Когда ты пришла в нашу школу, ты была никем, посмотри, кем я тебя сделал” , – говорит плохой парень, богатей, драчун и альфа Райан Маккарти (Кэм Гигандет) своей бывшей, которая предпочла ему новичка. Что значит была никем? Нетупая блондинка с большими сиськами была никем? И наша-то школа – ад, но он хотя бы хаотичен, а эта система (точно так же описанная, впрочем, во всех школьных комедиях и драмах, выходивших в последние лет десять) и вовсе напоминает людоедское дзайбацу.
И главному герою хочется сказать: “Парень, расслабься, брось ты эти отжимания. Ты же живешь в Америке – стране, которая дала миру школу Колумбайн. Бросай ты этот карате-трэш, отправляйся в фильм «Слон» /Elephant/ (2003) Гаса Ван Сэнта. Там старшеклассники решили проблему школьной иерархии при помощи автоматического оружия – и другого способа все равно не придумать”.